Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (смешивание и определение вязкости). Вязкость красок


Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (смешивание и определение вязкости)

Приветствую, друзья! В прошлый раз мы обезжирили и обдули наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавить и довести до необходимой рабочей вязкости.

 

Сегодня вы узнаете:

  • зачем контролировать вязкость и чем чревато ее отклонение от нормы;
  • как и чем измерять вязкость;
  • средняя рабочая вязкость для различных ЛКМ (акриловая эмаль, база, лак, грунты);
  • в какой посуде готовить ЛКМ и как соблюдать правильное соотношение компонентов;
  • как приготовить акриловую, базовую эмаль и бесцветный лак;
  • как отфильтровать краску.

«Вязкость» от латинского viscosus — липкий, клейкий.

Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости.

Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа). Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются. Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов.

defekty-vjazkosti

Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались — для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость?

Как измерить вязкость? Методы определения вязкости

Для измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор — вискозиметр. Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку.

Определение вязкости вискозиметром

Обычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда». Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным — 2, 4, 6, 8 мм. Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие — и есть его вязкость. Чем больше время — тем вязкость выше.

Вискозиметр DIN4

Вискозиметр DIN4

Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4), или ВЗ-4 в нашем стандарте). Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается.

Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере — и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Определение вязкости по вискозиметру

Определение вязкости по вискозиметру

 

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:
  • для акриловых эмалей — 18-20 секунд;
  • базовых эмалей — 16-17 секунд;
  • лаков — 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов — 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять.

Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки).

«Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)

Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется). Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая — добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая — добавляем основной продукт и отвердитель. Грубо говоря — нравится как стекает краска — хорошо, идем красить, не нравится — делаем жиже или гуще.

Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости — с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель».

Атрибуты для приготовления эмалей и лаков

Для соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками.

Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций — разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д).

mernaya-linejka

Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1

Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки

Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки

Мерная емкость — это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его — налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки. Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость. Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов.

Мерная емкость

Мерная емкость для приготовления ЛКМ

Приготовление акриловой, базовой эмали и лака

При приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме — за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) — веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу — полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости.

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом

 

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем.

К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда.

Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах.

Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке. И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя. Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться.

Еще раз напомню, что:

  • в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель;
  • в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем. Могут быть и исключения — это касается «сверхнаполненных» UHS-/VHS-материалов. В них разбавитель может не добавляться вообще.

Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя.

Приготовление акриловой эмали

Приготовление базовой эмали

Приготовление бесцветного лака

Повторюсь еще раз — это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению. Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя. Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать.

Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы.

Фильтрация краски

В процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем.

Фильтры в краскопульте

Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром.

Фильтр-воронка

Одноразовые воронки для фильтрации краски

Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта.

Резюме

  • Вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром DIN4.
  • Средняя рабочая вязкость акриловых эмалей при 20 ºC составляет 18–20 секунд по DIN4, базовых эмалей — 16-17, лаков — 18-20, 2К-грунтов — 20-22, жидких шпатлевок — до 30 секунд.
  • В однокомпонентные материалы добавляется только разбавитель, в двухкомпонентные — сначала отвердитель, затем разбавитель.
  • Пропорции смешивания и рабочая вязкость указываются в технической документации к продукту или на банке. Обязательно соблюдайте эти рекомендации.
  • Используемый разбавитель должен быть увязан с температурой, при которой ведется окраска.
  • Для приготовления лакокрасочных материалов удобно использовать специальные мерные емкости и линейки.
  • После приготовления материала его необходимо отфильтровать.

Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена. На очереди у нас настройка краскопульта, после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи! 

yourwishes.by

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

Вязкость краски в большой степени определяет качество покрытия.

На что влияет вязкость

Само понятие, думается, разъяснений не требует.

А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.

  • Избыточно вязкий краситель трудно распределить по поверхности тонким слоем. Лишняя же толщина приведет к долгой сушке и… уменьшению финальной прочности покрытия.

Кроме того: густая краска не заполнит мелкие неровности основания. Тем самым существенно ухудшится ее сцепление с поверхностью.

  • Из-за большой толщины слоя на вертикальных и наклонных поверхностях неизбежно образуются потеки.
  • Наконец, большая часть недорогих краскопультов просто не справится с материалом слишком высокой вязкости. Принцип работы пневматического распылителя основан на низком давлении в струе воздуха и подсосе в нее краски из бачка. При этом перепад давлений по определению не может превысить одной атмосферы даже в идеальном случае (смеем заметить, абсолютно недостижимом).

Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет.

Слишком сильно разбавленная краска, впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени.

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

Типичная причина появления потеков — слишком густая краска.

Измерение вязкости

Единицы

Отечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения?

Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее.

Методика и инструмент

Для замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей.

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

Простейший капиллярный вискозиметр.

Нюанс: лабораторные ротационные и вибрационные  вискозиметры обходятся гораздо дороже. Стоимость этих приборов порой измеряется сотнями тысяч.

Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра?

Инструкция проста до смешного:

  1. Наполняем воронку, заткнув выходное отверстие пальцем.
  2. Одновременно открываем отверстие и запускаем секундомер.
  3. Регистрируем время, прошедшее до опустошения емкости. Капли, разумеется, не в счет.

Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю.

Оптимальные значения

Оптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.

Однако существуют определенные рекомендации, общие для разных классов лакокрасочных материалов.

  • Для автомобильных эмалей нормой вязкости считаются 15-20 секунд.
  • Для текстурных красок (которые, впрочем, краскопультом обычно не наносятся) — 15-25 секунд.
Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

Даже если текстурная краска нанесена распылением, структура покрытия формируется вручную.

  • Для грунтовок — 15-30 секунд.
  • Для глазури — 20-30 секунд.
  • Для латексных красок — 35-45 секунд.
  • Для эмалей и масляных красителей — 15-25 секунд.

В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит.

Особый случай

Особняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие.

Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?

  1. Вначале краска смешивается с отвердителем. Разумеется, строго в указанной изготовителем пропорции: и недостаток, и избыток отвердителя пагубно повлияет на прочность покрытия.
  2. Затем вязкость полученного красителя проверяется вискозиметром и при необходимости разбавляется до рабочей консистенции.

Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?

  • При небольшом объеме это можно сделать с помощью мерной посуды.
  • В объемной цилиндрической таре проще воспользоваться мерной линейкой. Если высота уровня краски без отвердителя составляет 40 сантиметров, то для получения пропорции 1:4 достаточно долить его до уровня 50 см.

Не забудьте: этот способ даст точный результат только в цилиндрической таре. Обычное ведро имеет форму усеченного конуса, что исказит пропорции.

Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

Двухкомпонентные красители разбавляются после добавки отвердителя.

Оборудование для вязких материалов

Как устроен краскопульт для вязких красок?

Каким образом отличить его по внешнему виду?

  • В промышленных условиях для материалов высокой вязкости применяются краскопульты безвоздушного распыления. Поршневой насос подает в сопло не воздух, а саму краску под давлением до 200 атмосфер. Этот тип оборудования отличается высоким процентом переноса красителя и стоимостью, соответствующей годовому бюджету небольшой африканской страны.
Как определить вязкость краски для краскопульта своими руками: инструкция, видео и фото

На фото — краскопульт для безвоздушного распыления.

  • Более демократичный вариант — обычный пневматический краскопульт, у которого воздух от компрессора подается не только в сопло, но и в герметично закрывающийся бачок для краски. Избыточное давление продавливает вязкую жидкость через сифонную трубку.

Заключение

Надеемся, что предложенная информация поможет читателю при малярных работах во время ближайшего ремонта. В видео в этой статье можно, как всегда, найти дополнительные тематические материалы. Успехов!

Похожие статьи
  • Обои на водоэмульсионную краску: инструкция как поклеить своими руками, видео и фото

    Никто не станет спорить, что окрашивание стен наряду с оклеиванием обоями являются самыми распространенными вариантами. Но если вы решили заменить...

  • Теплоизоляционная краска: керамические покрытия для стен, производители, видео и фото

    Современная строительная индустрия не стоит на месте и благодаря движению научно-технического прогресса в настоящее время на рынке стройматериалов...

  • Краска для радиаторов: акриловые, масляные покрытия и другие, без запаха, какие лучше, видео и фото

    Отопительные приборы, будь то чугунные батареи или биметаллические радиаторы — это просто незаменимые элементы каждого жилища. Но, кроме того, что данные...

genmontage.ru

Вязкость ЛКМ

Вязкостью, или внутренним трением, называется свойство жидкости, проявляющееся в сопротивлении перемещению ее частиц под влиянием действующих на них сил.

 

Вязкость и обратная ее величина - текучесть являются одним из важных характеристик лакокрасочных материалов. Именно вязкость определяет такие свойства, как способность к  нанесению различными методами, склонность к образованию потеков и других дефектов.

 

Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную. 

Для водно-дисперсионных материалов чаще всего определяют динамическую вязкость(вязкость по Брукфильду), для органорастворимых материалов - условную вязкость по воронке ВЗ-246.

 

В системе СИ за единицу динамической вязкости принят ньютон-секунда на квадратный метр (Н-с/м2), представляющий собой вязкость жидкости, в которой при перемещении с градиентом скорости 1 м/секслой жидкости площадью 1 мг испытывает сопротивление силой в 1 Н. Десятая часть Н •с/м2называется пуазом. Истинная динамическая вязкость в пуазах может быть определена капиллярными вискозиметрами. В технике для определения вязкости обычно пользуются методами и приборами, дающими ' лишь относительную характеристику вязкости, выражаемую условными единицами.

 

Кинематическая вязкость(единица измерения в СИ— м²/с, в СГС— стокс, внесистемная единица — градус Энгелера). 

 

Кинематическая вязкость может быть получена как отношение динамической вязкости к плотности вещества и своим происхождением обязана классическим методам измерения вязкости, таким как измерение времени вытекания заданного объёма через калиброванное отверстие под действием силы тяжести.

 

За условную вязкостьлакокрасочных материалов, обладающих свободной текучестью, принимают время непрерывного истечения в секундах определенного объема испытуемого материала через калиброванное сопло вискозиметра типа ВЗ-246.

 

- Вискозиметр ВЗ-246(по российскому ГОСТ 9070-75), европейский аналог DIN (DIN 53211-87) Наиболее часто используют вискозиметр ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм и объемом воронки 100 мл. Температура испытуемого материала должна быть 20±0,5°С. Метод предназначен для лакокрасочных материалов с условной вязкостью по этому вискозиметру от 12 до 200с.

 

Для определения вязкости в вискозиметр заливают ЛКМ, открывают отверстие сопла и включают секундомер. В момент первого перекрывания струи испытуемого материала секундомер останавливают.

 

За величину условной вязкости (Х) в секундах принимают среднее

арифметическое значение трех параллельных определений времени

истечения (Т) испытуемого материала и вычисляют по формуле:

 

Х=ТґК,

 

где К - поправочный коэффициент вискозиметра.

 

Наиболее распространенным для измерения вязкости лакокрасочных

материалов является вискозиметр стандарта DIN4 – с диаметром

калиброванного отверстия 4 мм.

 

 

 

 

 

- Наливные воронки ISO

 

По сравнению с DIN, эта воронка оснащена более длинным соплом, имеет не такой заостренный

корпус и другие внутренние размеры. Это обеспечивает отличающиеся значения времени истечения.

 

Расширенный диапазон измерений делает воронку ISO полезным дополнением к прибору DIN.

Воронка ISO вмещает 100мл ± 1мл.

 

 

 

- FORD (ASTM D 120087)для американских продуктов. Это чашки в виде усечённого конуса

с широким горлышком и узким отверстием определённого диаметра, расположенным снизу.

В соответствии с европейским стандартом существует пять чашек одинаковой формы вместимостью

100 мл, но с разным диаметром нижнего отверстия - 2, 3, 4, 6 и 8 мм. Чашки FORD имеют отличающиеся

от этого ряда отверстия , например, – вискозиметр Ford #4 (диаметр сопла 1/6 дюйма или примерно 4,2 мм). 

 

Некоторые фирмы могут рекомендовать и свои собственные измерительные устройства. На практике с

равным успехом можно пользоваться любым из них: построены все эти приборы по одному принципу,

а для пересчета показаний существуют специальные графики и номограммы.

 

 

 

 

Однако этим методом нельзя определить точную вязкость тиксотропных материалов, так как они очень легко разжижаются при перемешивании. После прекращения воздействия через некоторое время их вязкость снова повышается. Вязкость тиксотропных материалов может быть определена только с помощью специальных вискозиметров.

 

- Метод Брукфильда

Вискозиметры Брукфильда включены в большое количество международных стандартов и спецификаций. Все вискозиметры Брукфильда используют стандартный принцип ротационной вискозиметрии: измерение вязкости осуществляется посредством пересчета крутящего момента, необходимого для вращения шпинделя прибора с постоянной скоростью при погружении его в исследуемую среду. Каждая модель вискозиметра Брукфильда может использоваться для широкого спектра измерения вязкости, благодаря возможности выбора скорости и сменным  измерительным системам. 

Точность измерения: +-1% полной шкалы, воспроизводимость +-0.2% 

 

Определение кажущейся вязкости по Брукфильду производится по ГОСТ 25271-93 и стандарту ИСО 2555-89 Настоящий стандарт устанавливает метод определения кажущейся вязкости по Брукфильду Вискозиметры позволяют проводить измерения вязкости от 0,02 Па•с (20 сП) до 60000 Па•с (60•10 сП).

 

Продукты, к которым применим настоящий стандарт, обычно являются неньютоновскими жидкостями и поэтому их вязкость зависит от скорости сдвига, при которой проводится измерение.

Для всех трех типов вискозиметра скорость сдвига в разных точках шпинделя не одинакова. Таким образом, для неньютоновской жидкости полученный результат не является "вязкостью при известной скорости сдвига", вследствие чего ее условно называют кажущейся вязкостью. Для определения вязкости шпиндель цилиндрической или соответствующей формы (диск) приводится во вращение синхронным двигателем с постоянной скоростью в испытуемом продукте.

 

Сопротивление жидкости вращению шпинделя, зависящее от вязкости продукта, обусловливает крутящий момент, который фиксируется соответствующим измерителем. Это измерение базируется на связи силы натяжения спиральной пружины с величиной крутящего момента, фиксируемой движением стрелки на шкале.

 

Кажущуюся вязкость по Брукфильду вычисляют умножением показаний шкалы на коэффициент, который зависит от скорости вращения и характеристики шпинделя.

 

Для определения условной вязкости густотертых красок, шпатлевок, высоковязких грунтов и т.п. можно пользоваться методом, основанным на погружении в исследуемый материал металлического конуса и определении глубины его погружения в единицу времени. Сущность метода (ГОСТ 5346) заключается в определении глубины погружения в испытуемый материал стандартного конуса за 5 сек. при 25°С и при общей нагрузке 150 г, выражаемой целым числом десятых долей миллиметра по шкале пенетрометра.

 

Контроль получаемой условной вязкости осуществляется экспресс-методом с использованием вискозиметра ВЗ-246 (Россия), Форд-4 (Англия, США), ДИН-4 (Германия). Метод основан на измерении продолжительности истечения известного объема жидкости из воронки и отверстием определенного диаметра. Время истечения является мерой вязкости ЛКМ и определяется с помощью секундомера в секундах (ГОСТ 8420).

 

Во всех случаях вязкость в значительной степени зависит от температуры, и поэтому перед применением лакокрасочный материал желательно подогреть до температуры помещения, где производится окраска, так как резкое изменение вязкости в процессе использования лака из-за большого перепада температуры (склад-цех) может привести к разнотолщинности и появлению дефектов в покрытии.

 

 

Вязкость лаков считается удовлетворительной, если она не создает затруднений при определенном способе применения. Ровную пленку, имеющую одинаковую толщину по всей поверхности, удается получить только при применении лакокрасочных материалов, обладающих оптимальной вязкостью.

 

Высокая вязкость затрудняет применение лакокрасочных материалов, так как слишком вязкие материалы с трудом проходят или даже совсем не проходят через сопло распылителя и не могут быть распределены ровным слоем по поверхности окрашиваемого изделия. 

 

При слишком низкой вязкости лакокрасочные материалы стекают с окрашиваемых вертикальных или наклонных поверхностей, оставляя на верхней их части слишком тонкий слой материала и образуя натеки в нижней части поверхностей. Таким образом, каждый лакокрасочный материал должен обладать оптимальной вязкостью, зависящей от способа его применения. 

 

Вязкость лкм при нанесении их кистью должна быть по вискозиметру ВЗ-4 30 - 40 сек, при нанесении распылением - 18 - 22 сек.  

 

Для доведения до оптимальной вязкости (рабочая вязкость) используют разбавители, которые вводят в ЛКМ перед применением.

После добавления в лакокрасочный материал разбавителя его вязкость значительно снижается. 

Кроме снижения вязкости материала это также приводит к сокращению его сухого остатка и, следовательно, толщины лакокрасочной плёнки.

 

Изготовители указывают количество добавляемого разбавителя (по весу или по объёму), необходимого для придания лакокрасочному материалу рабочей вязкости для нанесения оборудованием определённого типа в техническом описании на лакокрасочный материал.

Это количество разбавителя, установленное производителем ЛКМ, является действительным при стандартных условиях, которые включают в себя температуру окружающей среды и лакокрасочного материала 20оС и влажность воздуха 50%. На практике данные условия выполняются очень редко, поэтому конкретное количество вводимого разбавителя определяется индивидуально в зависимости от условий применения лкм. 

 

Важно учитывать изменение вязкости с изменением температуры. Если в спецификациях приведены данные измерения при 20°С, то контролировать вязкость надо строго при указанной температуре. Перед измерением вязкости надо хорошо перемешать тестируемый материал, особенно в случае длительного хранения. Если температура лакокрасочного материала понижается , его вязкость увеличивается, и,  следовательно, требуется большее количество разбавителя для придания продукту необходимой технологичности.

 

Рекомендуется регулярно измерять рабочую вязкость продукта, обычно это удобно делать чашкой DIN4. Только в этом случае можно определить необходимую степень разбавления лакокрасочного материала вне зависимости от температурных условий.

В пигментированных системах вязкость в большей степени определяет скорость оседания пигментов под действием сил тяжести. Плотность пигментов значительно превосходит плотность пленкообразующего. При осаждении частицы пигмента образуют осадок. Скорость оседания частиц обратно пропорциональна вязкости, т.е. чем больше вязкость, тем медленнее происходит образование осадка. 

 

При длительном хранении у пигментированных ЛКМ может образовываться значительный плотный осадок, поэтому перед употреблением и замером исходной вязкости лакокрасочные материалы должны быть тщательно перемешаны.

 

Возможные дефекты лакокрасочного покрытия при нарушение вязкостных показателей:

  • Потеки
  • Сморщивание лаковой пленки
  • Кипение (пузыри)
  • Усадка
  • Потеря блеска
  • Разноооттеночность
  • Нарушение режима сушки
  • Ухудшение адгезии
  • Растрескивание лкп
  • Вспучивание лкп

 

www.paintyard.ru

Самодельный вискозиметр. Как подобрать вязкость

Самая обычная привычка у каждого разбавлять краску “на глаз” или как предлагает инструкция. На каждой банке с краской есть описание рекомендуемого разбавления этого материала, но температура всё время разная и это имеет значение. Например для базы Мобихел предлагается вязкость 15 единиц. Для акриловой краски Мобихел уже предлагается вязкость 17-18 (уточним, у нас есть фото банки.И в первый год своей покраски и во второй, всегда разбавлял краску как это обычно у всех бывает, “приблизительно”. Но потом было замечено, если угадать с вязкостью, то и покраска идёт лучше, а самое главное, приятнее выглядит потом покраска. Если получалось “совсем хорошо”, то это обычно означало что угадал с вязкостью на 100%.Обычно некогда этим заниматься,тем более когда красишь раз от раза, но этим стОит заниматься, это важно.Узнавал от соседей, покрасчиков, какими способами они пользуются. Тогда ещё не было в продаже вискозиметров и каждый изобретал свой метод. Все их, кажется, перепробовал.Что это было.Стеклянные лабораторные палочки и опускание их в ёмкость с краской. Подсчитывание стекающих капель.Линейка, которая в краске. Если её поднять, то видно как отклоняется струя стекающей краски.Опускание в краску других предметов и тоже, подсчитывание капель.

Но в основном прижился такой способРазбавлял краску, а потом на тестовом листе металла пробовал красить. Добавляя в бачок по 10-15 мл, растворителя (разбавителя), конечно перемешивая и выпуская старую краску. Как только факел начинал нравится, на этом останавливался..Но пришло время и появился вискозиметр. Про вискозиметр.Он появился, а пользоваться им почему не понравилось. В принципе это можно объяснить. Каждый раз его надо тщательно промывать в растворителе, а растворителя бывает жалко на эту процедуру. Но грязный вискозиметр это уже неточный прибор для измерений.Сейчас ситуация другая. Целый год не красил и сбился прицел, перестал понимать какой краской крашу. То раскрывается факел, то нет, а тут ещё прибавляется тестирование краскопультов различных моделей.Нужна точность и однообразие!В результате опять появилось желание к эспериментам (а мы их любим), целью которых – сделать себе свой личный, удобный вискозиметр. Удобный – он будет меньше и уже не надо будет 150- 250 мл краски, достаточно будет и 100 грамм. Это как раз половина стандартного пластикового стакана.Мыть вискозиметр теперь удобно! Замерять тоже удобно.

По итогам видео появилось добавление. Идеально иметь стандартный вискозиметр (он стоит 100 рублей), и его первые разы использовать, это интересно. А потом он будет как шаблон, эталлон. Сделать себе вискозиметр из обычного шприца.Как бы не смешно это могло выглядеть.Если не покупать вискозиметр, то сделать как на видео. Взять шприц на 20 мл и оставить от него нижнюю часть на 10 мл. Отрезать половину торчащего конца.23-25 секунд это будет хорошая вязкость.

Раньше нерегулярно замерял вязкость. Теперь каждый раз замеряю.

Похожие записи

  1. Смывка старой краски
  2. Выбор краски для авто
  3. Самодельная лампа для сушки краски и шпаклёвки

sergius41.ru

Вязкость краски

Вязкость – ключевая и одна из самых сложных характеристик лакокрасочных материалов. Краска должна хорошо растекаться, но не стекать.

Понятие вязкости жидкости

Подбор реологии краски.

Открываем ведро с краской, вставляем в него карандаш и сдвигаем карандаш в сторону на несколько сантиметров. Чем сильнее(резче) двигаем карандаш, тем быстрее он перемещается.

Перемещение карандаша принято называть сдвигом, силу с которой мы воздействуем через карандаш на краску – силой сдвига, а скорость с которой карандаш двигается при этом – скоростью сдвига.

Вязкость описывает силу трения в жидкости, выражает поведение жидкости при воздействии на нее внешних сил. Вязкость пропорциональна отношению силы сдвига к скорости сдвига.

Чем большую силу необходимо прикладывать для сдвига карандаша, тем краска более густая. Чем больше скорость карандаша при постоянном усилии тем краска менее густая.

Если у краски высокая вязкость, то может оказаться так, что карандаш сдвинется только при определенном усилии. Такое значение силы называют пределом текучести.

Реология красок и лаков

Если вязкость жидкости постоянна при любой скорости сдвига, другими словами вязкость не зависит от скорости сдвига, то такая вязкость называется идеальной или ньютоновской.

Чем выше сила сдвига, тем выше скорость сдвига, а их отношение постоянно. Примером таких жидкостей могут служить вода, изопропиловый спирт, органические растворители, минеральные масла.

Измерение вязкости краски.

Подавляющее большинство лакокрасочных материалов при повышении скорости сдвига теряют вязкость, то есть - разжижаются. Чем выше скорость сдвига, тем меньшее сопротивление жидкость оказывает. Такое реологическое поведение жидкости называют псевдопластичным.

Краски также могут проявлять тиксотропное поведение. Если при перемешивании краски с постоянной скоростью сдвига вязкость понижается, то такие краски называются тиксотропными.

Чем дольше воздействовать на краску с постоянным усилием, тем более жидкой она будет становиться. Практически все тиксотропные краски одновременно являются и псевдопластичными, но, теоретически, эти характеристики независимы друг от друга.

В случае когда при повышении скорости сдвига вязкость жидкости также увеличивается, происходит «сдвиговое загущение», такие жидкости называют дилатантными.

Такое поведение проявляют дисперсионные системы с высоким содержанием твердой фазы. Например, текстурные пасты или пигментные пасты металлика и перламутра являются дилатантными.

Скорость сдвига – практика

Каждый процесс происходящий с краской описывается своим диапазоном сдвигового усилия и, соответственно, соответствующим диапазоном скорости сдвига.

0.001 с-1 и менее – это диапазон особо низких скоростей сдвига. При таких скоростях сдвига протекают процессы осаждения и ориентирование твердых частиц, всплытие пузырьков, расслоение жидкостей.

0.01 – 0.1 с-1 – диапазон низких скоростей сдвига: розлив(растекание краски по горизонтальной поверхности, характеризует гладкость покрытия), потеки и наплывы на наклонной поверхности.

10 – 100 с-1 – диапазон средних скоростей сдвига. Вязкость, которую можно оценить визуально при перемешивании. При таких скоростях сдвига происходит перемешивание, перекачивание, фильтрование, нанесение окунанием.

1 000 – 10 000 с-1 – диапазон высоких скоростей сдвига: нанесение кистью и валиком, воздушное и безвоздушное распыление, валковое нанесение.

100 000 с-1 – диапазон сверх высоких скоростей сдвига: перетир пигментов, диспергирование краски, печать.

Реологическая кривая

Контроль вязкостии краски.

Измерение вязкости краски в каждом диапазоне скорости сдвига позволяет построить график зависимости вязкости от скорости сдвига, который называется – реологическая кривая или реологический профиль.

В зависимости от декоративности, технологии окраски, формы и характера окрашиваемой поверхности, условий формирования(сушки) лакокрасочного покрытия, предпочтения технолога и тд., каждая краска или лак характеризуются совершенно различными реологическими кривыми.

Краска может быть жидкой, но при этом совершенно не давать потеков, или может быть очень густой, но абсолютно спокойно наноситься обычным воздушным распылением.

При перемешивании две краски могут вести себя одинаково, но одна будет хорошо распыляться, а вторая давать сильный туман.

Современные реологические модификаторы позволяют создавать лакокрасочные материалы с уникальными реологическими профилями. Добавки могут повышать вязкость в одном каком-либо диапазоне и при этом практически не затрагивать соседние.

www.palina-coatings.ru

разведение акриловых, масляных и других составов, видео и фото

Нужно ли разводить акриловые краски водой? Чем разводить масляные краски или алкидные эмали? Как определить необходимое соотношение красителя и разбавителя? Что это за понятие — вязкость краски? Почему оно измеряется в секундах? Давайте вместе искать ответы.

Отечественные и импортные разбавители.

Отечественные и импортные разбавители.

Зачем это нужно

А зачем вообще что-то разбавлять? Ведь густая краска более укрывиста: она даст равномерную окраску там, где жидкая оставит просветы.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале мысленно представить себе окрашиваемую поверхность со значительным увеличением. Любое основание под покраску, даже полированный металл, при ближайшем рассмотрении представляет собой набор выступов и впадин.

Краска ляжет и будет надежно держаться на основании лишь в том случае, если вся поверхность (включая и впадины, и выступы) покрыта слоем постоянной толщины. Слишком жидкий краситель полностью окажется во впадинах, что заставит нас нанести еще несколько слоев для их заполнения; излишне вязкий — останется на выступах и не заполнит микронеровности, в результате чего покрытие быстро начнет отслаиваться.

Обратите внимание: очевидное решение — нанести толстый слой жидкого красителя — тоже ущербно.На наклонной поверхности он просто стечет; что еще более важно, в толстом слое сушка неизбежно будет неравномерной, что приведет к падению прочности и, зачастую, к появления «шагрени» — морщин на высохшей краске.

Кроме того, красители необходимо разводить для краскопульта для покрасочных работ. Инструкция к нему всегда содержит рабочие значения вязкости; при их превышении либо забьется сопло, либо не справится с прокачкой красителя компрессор.

Маломощные электрические краскопульты особенно чувствительны к вязкости краски.

Маломощные электрические краскопульты особенно чувствительны к вязкости краски.

Вязкость и температура

При повышении и понижении температуры все красители, независимо от типа основы, ведут себя одинаково:

  • При нагреве вязкость падает;
  • При охлаждении она, напротив, резко увеличивается.

Точные значения диапазона рабочих температур всегда указываются производителем. Для всех без исключения красителей на водной основе нижняя граница — +5 С: при нуле и ниже вода кристаллизуется.

Измерение вязкости

Как и чем можно измерить вязкость красителя, лака или грунта? В каких единицах она измеряется?

Вискозиметр

Вискозиметром называется прибор для определения того самого заветного параметра. В лабораторных условиях порой используются сравнительно сложные устройства с электронной начинкой; однако маляры в процессе работы используют куда более простой прибор — капиллярный вискозиметр.

Что это такое? В сущности, просто воронка с калиброванным отверстием. Объем заливаемого в прибор лакокрасочного материала — 100 мл, диаметр отверстия — 4 мм. Цена изделий этого типа не превышает 200 — 300 рублей.

Капиллярный вискозиметр.

Капиллярный вискозиметр.

Единицы и способ измерения

Как своими руками измерить вязкость лака или красителя?

В каких единицах измеряется результат?

  1. Отверстие выхода вискозиметра зажимается пальцем.
  2. Воронка наполняется до риски.
  3. Затем одновременно запускается секундомер и открывается отверстие. Время, которое пройдет до вытекания всего объема жидкости (капли не в счет) и будет значением вязкости. Понятно, что единица измерения вязкости — секунды.
Так выглядит процесс замера.

Так выглядит процесс замера.

С измерениями связана одна тонкость. Достоверным будет значение измерений, проведенных при температуре +20 С. Если замер проводится в других температурных условиях, можно использовать коэффициент поправки.

Вот, например, значения этого коэффициента для типографской краски, любезно приведенные на сайте екатеринбургской компании «Полифлекс»:

Температура, градусы по шкале Цельсия Коэффициент
13 0,6875
14 0,7261
15 0,7639
16 0,8088
17 0,8527
18 0,8979
19 0,9483
20 1,0000
21 1,0526
22 1,1111
23 1,1702
24 1,2359
25 1,3020
26 1,3750
27 1,4474
28 1,5278

Разумеется, они неприменимы к прочим красителям, однако позволяют оценить влияние температуры на вязкость.

Статьи по теме:

Разбавители: состав и применение

Что может использоваться в качестве разбавителя? Например, чем разводить водоэмульсионную краску на латексной или акрилатной основе?

В этом конкретном случае ответить на вопрос совсем несложно: все водоэмульсионные и водно-дисперсионные красители разбавляются до рабочей вязкости водой.

Обратите внимание: производители допускают добавку разбавителей далеко не всегда.Есть лишь один способ достоверно узнать, можно ли акриловую краску разводить водой — внимательно прочитать рекомендации на упаковке.Например, для часто используемой автором резиновой Резэл+ севастопольской компании Акцент разбавление допускается, но не рекомендуется.

Краску на фото изготовитель не рекомендует разбавлять перед использованием.

Краску на фото изготовитель не рекомендует разбавлять перед использованием.

Как разводить водоэмульсионную краску в отсутствие вискозиметра? В общем-то, достаточно запомнить простое правило: консистенция красителя должна примерно соответствовать консистенции жирного молока. Вода добавляется небольшими порциями и тщательно перемешивается миксером до получения нужного результата.

Абзацем раньше мы упомянули, что точную информацию о типе разбавителя можно получить лишь у изготовителя красящего состава.

Однако для некоторых широко распространенных типов красок можно все же дать универсальные рекомендации.

  • Чем и как разводить масляные краски? Олифой, скипидаром и уайт-спиритом. Способ вполне традиционен: разбавитель вводится небольшими порциями с тщательным перемешиванием всего объема после каждой.
  • Для алкидных эмалей линейки ПФ и грунтов ГФ подходят тот же уайт-спирит и сольвент.
  • Нитроэмали разводятся ацетоном или растворителем №647.
  • Чем разводить акриловые краски на органической основе? Как правило, и для них подходит уайт-спирит.

Приведем состав часто применяемых номерных растворителей.

Название Компоненты
645 50% толуола, 18% бутилацетата, 12% этилацетата, 10% бутанола,10% этанола
647 41,3% толуола, 29,8% бутилацетата, 21,2 этилацетата, 7,7% бутанола
648 50% бутилацетата, 20% толуола, 20% бутанола, 10% этилового спирта
651 90% уайт-спирита, 10% бутанола
Р-4 62% толуола, 26% ацетона, 12% бутилацетата
Р-10 85% ксилола, 15% ацетона
Р-24 50% сольвента, 35% ксилола, 15% ацетона

 

Растворитель Р-4 используется для разбавления ЛКМ на основе поливинилхлорида.

Растворитель Р-4 используется для разбавления ЛКМ на основе поливинилхлорида.

Как разводить акриловую краску для авторемонта? Или любую другую, использующуюся с отвердителем?

В общем-то, тонкость тут лишь одна — порядок смешивания компонентов.

  1. Вначале в основу добавляется отвердитель в нужной пропорции;
  2. Лишь затем краситель разводится разбавителем до рабочей вязкости.
В случае многокомпонентных составов разбавитель добавляется последним.

В случае многокомпонентных составов разбавитель добавляется последним.

Заключение

Надеемся, что в этом материале читатель найдет ответы на большую часть накопившихся у него вопросов. Видео в этой статье, как обычно, предложит его вниманию дополнительную информацию. Успехов!

Добавить в избранное Версия для печати

nashaotdelka.ru

вязкость краски - это... Что такое вязкость краски?

 вязкость краски Свойство краски оказывать сопротивление действию внешних сил, вызывающих ее течение; во многом определяет печатно-технические свойства краски. Зависит от качественного и количественного состава основных компонентов печатной краски. Вязкость печатных красок определяют с помощью вискозиметров.

Краткий толковый словарь по полиграфии. 2010.

  • выщипывание бумаги
  • гарнитура шрифта

Смотреть что такое "вязкость краски" в других словарях:

  • вязкость краски — Свойство краски оказывать сопротивление действию внешних сил, вызывающих ее течение; во многом определяет печатно технические свойства краски. Зависит от качественного и количественного состава основных компонентов печатной краски.… …   Справочник технического переводчика

  • Вязкость — – свойство жидкостей и дисперсных систем сопротивляться перемещению одного слоя относительно другого, обусловленное силами межмолекулярного взаимодействия вследствие проявления сил внутреннего сцепления (трения). [Ушеров Маршак А. В.… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Вязкость условная — – величина, косвенно характеризующая внутреннее трение инъекционного или бурового раствора по времени истечения его из воронки через калиброванное отверстие под действием сил гравитации. [СТО НОСТРОЙ 2.3.18 2011] Рубрика термина: Раствор… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • КРАСКИ И ПОКРЫТИЯ — Краски или, в более широком значении, покровные материалы это суспензии, которые после нанесения на поверхности превращаются в твердые защитные пленки (покрытия). Рисунки на стенах доисторических пещер доказывают, что краска одно из древнейших… …   Энциклопедия Кольера

  • КРАСКИ — однородные суспензии пигментов или их смесей с наполнителями в пленкообразователях, дающие после высыхания твердые непрозрачные покрытия. Могут содержать также р рители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, стабилизаторы, структурообразователи …   Химическая энциклопедия

  • Ударная вязкость — – способность материала поглощать механическую энергию в процессе деформирования и разрушения под действием ударной нагрузки. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Структурная вязкость смеси — – величина вибровязкости смеси. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ и м. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина: Свойства бетона Рубрики энциклопедии: Абразивное… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Трещиностойкость (вязкость разрушения) бетона — – способность бетона сопротивляться началу движения и развитию трещин при механических и других воздействиях. [ГОСТ  29167 91] Рубрика термина: Свойства бетона Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ВОДОЭМУЛЬСИОННЫЕ КРАСКИ — (воднодисперсионные краски, латексные краски, эмульсионные краски), суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях (латексах) пленкообразователей. Водные эмульсии последних получают гл. обр. эмульсионной полимеризацией соответствующих… …   Химическая энциклопедия

  • структурно-механические свойства печатной краски — Совокупность свойств печатной краски, которые проявляются при деформации ее под действием механических сил и влияют на ее поведение в печатном процессе. К ним относятся: вязкость красок, липкость красок, тиксотропность красок, текучесть красок,… …   Краткий толковый словарь по полиграфии

polygraphy.academic.ru


Смотрите также