Анализ рынка красок России - Анализ рынка красок. doc. Рынок краски


цены вырастут, но спрос уменьшится незначительно » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»

Сейчас перед нашими производителями и сбытовиками ЛКМ стоит очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег «провисшие» ниши рынка

Сегмент лакокрасочных материалов — это целое «государство в государстве» строительных материалов. Лаки и краски используются везде: в быту, в промышленности, для работы по дереву, металлу, камню, пластику.  

Современный рынок лакокрасочных материалов демонстрирует колоссальное разнообразие самых разных свойств красок и всевозможных художественных эффектов, которые можно создать с их помощью. В многообразии мира красок попыталась разобраться наш корреспондент.  

 

Как их классифицировать

Безусловно, самый большой блок составляют архитектурные краски, которые используются для внутренних и внешних отделочных работ. Производители архитектурных красок сегодня решают крайне злободневную задачу: минимизировать вредные испарения летучих органических соединений из красочных консистенций. Достигается это за счет использования меньшего количества растворителей.

Вторую большую группу составляют индустриальные краски, представляющие собой защитные покрытия: антикоррозийные, морозоустойчивые, специальные покрытия при деревообработке и т.д. Кроме того, это краски для нанесения дорожной разметки, флюоресцентные краски, в которые добавляются специальные флюоресцирующие гранулы. Краски этих направлений в последнее время пользуются все возрастающим спросом.

Особняком стоят порошковые краски, которые используются только для окраски поверхностей в промышленных условиях. Порошковые красящие смеси применяются как в бытовом секторе — для окраски, например, всей белой бытовой техники, так и в промышленно-индустриальном — для окрашивания труб разного диаметра.

Наконец, по своей классификации краски делятся на водно-дисперсионные (когда в воде растворяется эмульсия полимера) и органо-растворимые (на основе растворителя).

Если же говорить собственно о краске, то она, как известно, состоит из связующего (полимера), растворителя (это может быть вода или органический растворитель), пигмента (например, диоксида титана) и наполнителя. Последний улучшает физико-химические свойства краски, за счет наполнителя достигается образование прочной и гладкой пленки на поверхности краски. Если состав краски качественный, то пленка не стирается и не трескается.

Дальше идут добавки, которые впрямую влияют на качество краски. Пеногаситель: при перемешивании в краску попадают пузырьки воздуха, образуется пена, и для того, чтобы выгнать воздух из смеси, как раз и используется пеногаситель. Загустители: они регулируют вязкость краски и пр. Добавки группы антипиренов придают краске огнезащитные и антикоррозийные свойства, а специальные стеклянные гранулы — свойства флюоресцирующие.

 

Достаточно серьезная проблема, с которой сталкиваются производители лакокрасочных материалов, — это стабильность цвета. Купив конкретную краску, чтобы, скажем, выкрасить стену, потребитель должен быть твердо уверен в том, что именно такой цвет он найдет в банке и завтра, и послезавтра. И здесь определяющую роль также играют добавки. К сожалению, отечественная промышленность выпускает крайне мало добавок для ЛКМ. Поэтому большую часть этих компонентов сегодня приходится покупать за рубежом.  

 

Почуяв крупного российского производителя, китайцы демпингуют

Не секрет, что одними из основных поставщиков добавок для нашей ЛК-промышленности в последнее время стали азиатские страны — Китай, Корея, Индия.

— Китай сейчас очень продвинулся в области строительной химии, — рассказала нам Ирина Булдыгина, коммерческий директор одной из фирм, занимающихся поставками сырья для производства лаков и красок из стран Азии. — Химическая промышленность здесь растет как на дрожжах. Смотришь и удивляешься: заводики, которые до недавнего времени представляли собой небольшую производственную площадку, буквально на наших глазах превратились в настоящих химических гигантов.

— В чем секрет успеха китайских производителей? — поинтересовались мы у Ирины.

— В Китае огромный рынок сбыта, он-то и стимулирует производство, — ответила наша собеседница. — Например, в Поднебесной выпускают краску для самолетов, морских судов, и все это крайне востребовано на внутреннем рынке. У нас же потребности в такого рода красках гораздо меньшие в силу того, что объемы строительства гражданских судов несравнимы с китайскими. А раз рынок «съежился», предпосылок для развития тех же ЛКМ маловато.

Кроме того, по словам Ирины Булдыгиной, если уж создавать у нас какие-то «громкие» производства, они должны быть конкурентны с теми же китайскими и по цене, и по качеству. А на поверку что получается? Как только китайцы понимают, что появился крупный производитель в России, их «ответ Чемберлену» прост: демпинг! И демпинговать наши коллеги могут достаточно продолжительное время — настолько долго, что у начинающего отечественного производителя появляются все предпосылки для разорения.  

 

Стоит ли ожидать падения рынка ЛКМ

Несмотря на негативные тенденции в экономике последних месяцев, производители лакокрасочных материалов и поставщики сырья для ЛКМ надежды на лучшее не теряют.

— Статистика вроде бы отмечает некоторое падение сбыта ЛКМ, — констатирует генеральный директор компании «Русские краски» (г. Ярославль) Валерий Абрамов. — Но говорить о том, что рынок ЛКМ стагнирует, думаю, неправильно. Здесь все время что-то происходит.

По словам нашего собеседника, при анализе различных сегментов рынка лакокрасочных материалов хорошо видно, что везде ситуация разная.

— Есть ниши, которые, действительно, имеют тенденцию к падению, — поясняет топ-менеджер одной из старейших российских компаний. — Это, например, все, что связано с дорожной разметкой. Общеизвестно, что расходы на дорожное строительство в этом году урезали где-то на 20%. Следовательно, и потребление краски у дорожников снизится примерно на столько же.

Если же говорить о лакокрасочной «индустриалке» в целом, то здесь, по словам Валерия Абрамова, безусловно, стоит ожидать некоторого падения. Инвестиционная активность в строительстве упала — а значит, стройка будет потреблять меньше металлоконструкций, которые, как правило, окрашиваются. Соответственно, машиностроительные предприятия также получают меньшее финансирование, поэтому и здесь может быть провал.

Может «просесть» и рынок порошковых красок, поскольку сегодня из соображений экономии многие компании-потребители переходят на жидкие краски. Правда, теплится надежда, что достаточно скоро начнется строительство крупного газопровода («Турецкий поток»). Он потребует колоссального количества труб, и они, по словам нашего эксперта, будут окрашиваться преимущественно красками отечественных поставщиков.

Вряд ли стоит надеяться и на рост спроса в сегменте бытовых красок. Делая покупки, население сейчас очень осторожно тратит свои сбережения. А вот сектор авторемонта, по мнению Валерия Абрамова, продемонстрирует стабильность. Машины ремонтировали, ремонтируют и будут ремонтировать. А значит, и красить.

Ряд экспертов рынка ЛКМ сходятся во мнении, что сейчас у отечественных производителей и сбытовиков очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег те ниши рынка, которые по каким-то причинам «провисли». В это непростое время многие импортеры не смогли вовремя сориентироваться и обеспечить потребителя всем необходимым. А тут вот он — локальный (то бишь наш, местный!) производитель. Так сказать, собственной персоной.  

 

Умирать никто не собирается — все намерены выжить

— А вот у меня ощущение, что объемы производства лакокрасочных материалов снизятся не сильно, — признался управляющий химическим бизнесом группы компаний «Единая Торговая Система» Григорий Балмасов. — Правда, импортные поставки, тут я согласен, упадут значительно.

Поэтому местным производителям сейчас самое время задуматься над тем, куда они двигаются и какую дорогу выбирают, считает эксперт.

— Это ведь не первый кризис на нашей памяти, и мы всегда как-то находили выход из положения, — напоминает наш собеседник. — Поэтому в нашей подотрасли, собственно, никто умирать не собирается — все намерены выжить и остаться на плаву.

Григорий Балмасов отмечает ценовые тенденции в отношении ЛКМ: за рубежом цены на лакокраску часто даже снижаются за счет перехода на более дешевые сырье и материалы, а у нас в России из-за девальвации курса рубля цены на импортные ЛКМ, понятное дело, растут, причем весьма бурно.

Впрочем, с точки зрения здравого смысла, по мнению эксперта, вряд ли стоит ожидать чего-то катастрофически драматического.    

 

Отечественные ЛКМ тоже подорожают  

К слову, о ценах. Сейчас везде только и слышно: импортозамещение, импортозамещение! Пока в сегменте ЛКМ это худо-бедно работало. Существовали какие-то «удешевляющие» программы, которые нужно было закрыть в конце года. Ряд производителей экспериментировал с латексом: меняли импортный на российский. Естественно, цены за счет этого снижались, и довольно значительно.

— Но тенденция к снижению цены за счет импортозамещения, думаю, не сохранится, — прогнозирует Олег Кузин, генеральный директор компании «Акрилан» (г. Владимир). — И в итоге отечественные цены сравняются с импортом — здесь никаких иллюзий быть не должно. Причина проста: наши производители и поставщики российского сырья тоже не хотят терять деньги. И если на внешнем рынке за счет девальвации рубля сегодня можно хорошо зарабатывать на экспорте, то и на внутреннем никто не захочет продавать продукцию значительно дешевле.

В общем, как полагает Олег Кузин, в сегменте производства ЛКМ программа импортозамещения пока еще окончательно не «созрела». Сами по себе призывы переходить на все отечественное — это замечательно. Но когда речь идет о коммерческих интересах, то тут все складывается не по велению сердца, а по законам рынка. А коммерческий интерес подсказывает: цены на отечественное также придется повысить.  

 

Хочешь остаться на рынке — «обезвредь» свою краску

— Вот тут жалуются на падение спроса. А у нас аншлаг! — рассказала на недавней конференции в рамках выставки «ИНТЕРЛАКОКРАСКА-2015» представительница крупного отечественного производителя лакокрасочных материалов. Причем секрет здесь, по ее словам, прост: предприятие, которое она представляет, сделало ставку на продвижение более дорогих, но и более качественных материалов. И выиграло! Те, кто раньше пользовался импортными декоративными красками и привык к высокому европейскому качеству, теперь выбирает премиальный отечественный бренд. У нашего производителя цены чуть-чуть пониже, а качество — почти европейское. Словом, богатые сейчас тоже считают деньги.

Еще одна тенденция, позволяющая сохранить свои позиции на рынке ЛКМ, — движение в сторону натуральности и экологичности красок.

— Ведущие российские предприятия сейчас решают проблему снижения в краске доли вредных летучих веществ, — сообщила консультант крупной компании-дилера, продающей краски непосредственно в магазины. — Поэтому предпочтение отдается безопасным акриловым краскам на водной основе. Но у акриловых красок есть один недочет: они менее прочные, чем алкиды. Поэтому химики-лакокрасочники сейчас работают над тем, чтобы придать акриловым краскам прочность алкидов.

Как рассказала наша собеседница, в Германии производство уже чуть ли не на 90% переведено на акрил. И даже те производители, которые издавна выпускали эмали, сегодня переходят на водные краски.  

 

Чтобы выделиться, нужно быть разным

Еще один важный момент, над которым работают лакокрасочники, — ассортиментная линейка. Если хочешь выделиться на рынке, она должна быть широкой. Поэтому ведущие предприятия строительной химии стараются выпускать практически весь комплекс красок. Индустриальных (антикоррозийных, «разметочных»), флюоресцентных, архитектурных, с различными художественными эффектами (например, с «молотковым» эффектом, когда краска наносится как бы мазками), витражных (красок по стеклу), красок-кракле (со состаренным эффектом) и даже красок для иконописи.

— Нас, например, очень интересуют необычные, эксклюзивные краски, — рассказывает представитель дилера. — Например, краски для досок, на которых можно писать мелом (школьные доски, доски для меню в ресторанах). Еще одна ниша — краски для иконописи. Они тоже должны быть особыми: потребители здесь очень требовательные и к качеству краски, и к ее маркировке.

Словом, проблем в лакокрасочной отрасли много. Впрочем, как и везде. Но проблемы эти, убеждены производители и поставщики ЛКМ, вполне решаемы.

Елена МАЦЕЙКО    

Фото korabley.net, polihim-voronezh.ru, r93.ru, vseokraskah.net

rcmm.ru

Рынок лакокрасочных материалов Китая | Всё о красках

В прошедшем году США и страны ЕС, выходя из наиболее тяжелого за последние десятилетия экономического кризиса, прилагали значительные усилия, чтобы обеспечить прирост производства. В это же время КНР продолжает развивать экономику, вкладывая огромные инвестиции в инфраструктуру и профинансировав план стимулирования развития на 586 млрд дол. Предполагают, что в этом году, несмотря на некоторое снижение темпов роста, экономика Китая в целом вырастет приблизительно на 10 %. Столь высокие показатели эта страна демонстрирует в течение трех десятилетий, что позволило КНР во II кв. 2010 г. обогнать Японию. В результате в настоящее время экономика Китая — вторая в мире после США с номинальным ВВП 4,99 трлн дол. (2009 г.). Средний годовой доход на душу населения в стране в 2009 г. составлял около 6600 дол. Являясь второй по величине торговой страной в мире, Китай — крупнейший экспортер и второй импортер товаров. По мнению экспертов, сохраняя такие темпы развития, Китай к 2030 г. обойдет США, крупнейшую экономику мира (ВВП в 2009 г. — около 14 трлн дол.).

Китайский рынок ЛКМ и печатных красок — один из крупнейших в мире.По последним опубликованным данным, КНР является второй страной мира по производству и потреблению ЛКМ и четвертой — по производству печатных красок. В 2009 г. выпуск ЛКМ превысил 6,2 млн т (в том числе 4,97 млн т алкидных и масляных красок), а годовой рост составил 16,2 %. Объем производства печатных красок в 2009 г. достиг 450 тыс. т, что составляет приблизительно 7 % мирового.Эксперты прогнозируют, что лакокрасочный рынок Китая, оценивавшийся в 2009 г. в 105,2 млрд дол., будет расти со скоростью 2,4 % в год и к 2012 г. достигнет объема 112,8 млрд дол.Вступление в ВТО, увеличение урбанизации и развитие средств массовой информации способствовали 8- и 12 %-ному годовому росту в издательском и упаковочном секторах потребления соответственно. Рост экономики в этих секторах окажет мощное влияние на будущую потребность в печатных красках. В Китае существуют большие возможности для развития рынка, но промышленность сталкивается со многими проблемами, включая жесткую конкуренцию, недостаточную прибыль, низкий уровень инвестиций в исследования и разработки. Тем не менее для поставщиков ЛКМ, печатных красок и оборудования есть реальные возможности повышения качества, снижения цен и улучшения технической поддержки и сервиса.В Китае насчитывают 8000 производителей ЛКМ. Крупнейшими игроками на рынке декоративных ЛКМ являются компании Nippon Paint, ICI Paint, Beijing Red Поп, Hempel Hai Hong, Shunde Huarun, China Paint, Camel Paint, Shanghai Huli, Wuhan Shanghu, Shanghai Zhongnan, Shanghai Sto, Shanghai Shenzhen and Guangzhou Zhujiang Chemical. Overall, PPG, SKK, STO, Supe, Ashley, solid grams, King River, elephants, Shenzhen, Ferris, Three Silver и другие фирмы являются производителями архитектурных ЛКМ основных брендов, продаваемых в Китае. Хотя нет точных данных об объеме этого сегмента рынка, в 2009 г. его оценивали в 2,2 млн т. Предполагают, что в течение следующих пяти лет он будет расти со скоростью, превышающей 10 % в год. С 2004 г. крупнейшим сегментом рынка стали интерьерные водно-дисперсионные ЛКМ. По оценкам экспертов, их потребление в 2010 г. составило 800 тыс. т. Повышение годового дохода на душу населения позволило стать собственниками жилья многим китайским семьям. До настоящего времени правительство и банки оказывали значительную поддержку индивидуальным собственникам жилья. Вследствие мирового экономического кризиса банки приостановили выдачу кредитов, что привело к снижению темпов строительства по сравнению с прошлыми годами.В США объем продаж автомобилей с февраля 2010 г. уменьшился до самых низких показателей, так как большинство производителей автомобилей резко сократили выпуск из-за отмены правительственной программы «наличные деньги за старый автомобиль», стимулировавшей в США спрос на новые автомобили. В августе годовой объем продаж еще сократился и составил 10,8 млн, что намного ниже прогнозируемого. После августа спад составил 21 %, а объем продаж на 8 % превысил показатель 2009 г. По данным China Automotive Technology & Research Center (CATARC), опубликованным 1 сентября 2010 г., в августе годовой объем продаж автомобилей в Китае достиг 1,2155 млн автомобилей, превысив показатель прошлого года на 55,72 %. В январе — июле 2010 г. в автомобильной промышленности Китая был достигнут значительный прогресс. Кроме того, быстрый рост поддержали инвестиции в долгосрочные активы промышленности. По данным Китайской ассоциации производителей автомобилей, в 2010 г. увеличился объем продаж с 15 до 16 млн, но экспорт автомобилей до сих пор восстанавливается медленно. Обогнав в 2009 г. США, в настоящее время Китай является ведущим мировым автопроизводителем. Предполагают, что в 2009 г. темпы роста китайского рынка автомобильных конвейерных ЛКМ составляли 5,1 %, а его объем увеличился до 900 млн дол. Учитывая темпы роста производства автомобилей, объем этого сегмента рынка в Китае к 2012 г. может превысить 1 млрд дол. Китайский рынок антикоррозионных ЛКМ для окраски морских сооружений и судов, контейнеров, мостов и нефтяных платформ устойчиво растет даже в период ослабления экономической активности. Несмотря на снижение количества выпускаемых контейнеров и судов, на окраску которых потребляется наибольшее количество антикоррозионных ЛКМ, другие отрасли промышленности, такие, как нефтехимическая, транспортная, строительная и энергетическая, поддерживаемые правительством КНР, стимулируют увеличение производства и повышение качества материалов этого вида. Рынок антикоррозионных ЛКМ в 2010 г. в Китае вырос более чем на 30 %, и в настоящее время объем потребления морских и антикоррозионных ЛКМ достигает приблизительно 1,5 млрд дол. Основные многонациональные поставщики и китайские промышленные концерны интенсифицируют использование заемных средств для устойчивого повышения годового дохода. Однако, вследствие неравномерного роста компаний и высокой доли государственной собственности среди потребителей ЛКМ, при определении возможностей китайского рынка необходимо четко разделять производителей, продавцов и потребителей лакокрасочной продукции.

За последние два десятилетия на лакокрасочном рынке Китая значительно увеличилось количество известных мировых компаний. Это справедливо как для производителей сырья, так и производителей ЛКМ. Ниже перечислены некоторые компании, инвестировавшие в развитие китайского лакокрасочного рынка. Компания BASF инвестировала средства в строительство завода по производству дисперсий в Daya Bay Petrochemical Industrial Park в Хойчжоу. Новый завод производительностью 100 тыс. т будет выпускать акриловые дисперсии для лакокрасочной промышленности и строительства, производства печатных красок, упаковки и клеев, а также стирол-бутадиеновые дисперсии для бумажной промышленности. Преимуществами завода являются доступность местного сырья и близость к основным потребителям быстрорастущего рынка Азии. Начало выпуска продукции запланировано на I кв. 2012 г. Инвестиции концерна являются частью стратегии, направленной на рост присутствия BASF в Азиатско-Тихоокеанском регионе, цель которой — удвоение объема продаж к 2020 г.Пользуясь преимуществами стремительного роста автомобильной промышленности, компания PPG продолжает расширять свое присутствие в Китае. В 2008 г. PPG приобрела Bonny Coating-Made Co., Ltd., частный автомобильный бизнес в Гуанчжоу. В настоящее время PPG владеет всеми брендами, списком потребителей, торговыми марками, технологиями и оборотными средствами Bonny. Приобретение позволило расширить сеть дистрибьюторов и базу потребителей PPG в Китае. PPG производит в Китае автомобильные ЛКМ для General Motors, Mercedes-Benz, BMW, Dongfeng Peugeot Citroen, Chery и Hainan Mazda.Компания Valspar недавно увеличила количество колеро-вочных операций, открыв центр колеровочных технологий в Шунде. Это позволило компании Valspar предложить больше сервисных операций в области окраски автомобилей потребителям в Азиатско-Тихоокеанским регионе и Австралии. Новая лаборатория и производственная установка компании DuPont в Китае ускоряют адаптацию экологически безопасных ЛКМ на китайском автомобильном рынке. Технический центр компании DuPont в Шанхае и производственная установка в Чанчуне позволят специалистам DuPont быстро и эффективно обеспечить потребности местных потребителей.Компания AkzoNobel открыла новый научно-исследовательский центр технологии порошковых покрытий в Нинбо. Центр оснащен современной лабораторией, имеет начальный штат научных и технических сотрудников около 20 человек, которые будут проводить экспертизу ЛКМ, применяемых в автомобильной, строительной, мебельной отраслях, для окраски бытовых приборов и других изделий промышленного назначения. Новый центр расположен на территории существующего производства порошковых материалов AkzoNobel.Kansai Paint построила завод по производству автомобильных ЛКМ в Гуанчжоу и создала своеобразную систему быстрого реагирования на рост автомобильного рынка в Китае для различных областей страны.Прогнозы дальнейшего развития. Не все достижения КНР позитивны. Например, в 2006 г. Китай перегнал США и стал крупнейшим источником газовых выбросов, ответственных за «парниковый» эффект, который некоторые ученые считают причиной глобального потепления. Но сейчас в Китае работает программа, направленная на сокращение использования энергии во всех отраслях экономики к концу 2010 г. на 20 % (по сравнению с 2006 г.). Выполнив эту программу, страна изменит давнюю историю «отрицательной» промышленной практики.В свете современных изменений рынка ЛКМ в Китае, вероятно, будет увеличиваться использование водно-дисперсионных, порошковых и ЛКМ с высоким содержанием нелетучих веществ. Некоторые водно-дисперсионные материалы уже производят в Китае. На рынке индустриальных ЛКМ требуются высококачественные и экологически безопасные продукты; в сегменте декоративных ЛКМ — атмосферостойкие материалы с низким содержанием летучих органических соединений. Китай в течение очень короткого исторического периода построил высокодинамичную экономику, основанную на больших объемах экспорта и бурно развивающемся отечественном рынке. Значительные инвестиции в развитие инфраструктуры своевременны и уместны. Однако даже при столь поразительном экономическом успехе страна пока относительно бедна, если сравнивать ее годовой доход на душу населения с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону, США и европейскими странами.Правительство КНР способно предпринимать решительные действия, стимулирующие экономику, осуществлять новые проекты и инвестировать в определенные области промышленности. Нет сомнений, что лакокрасочный рынок Китая будет продолжать расти в течение десятилетий со скоростью, невиданной во всем мире. Если компания, участвующая в цепочке поставщиков сырья для лакокрасочной промышленности, действительно желает стать мировым игроком, можно настоятельно ей порекомендовать обеспечить свое присутствие в Китае.Однако на лакокрасочный рынок Китая не так просто выйти, так как он еще не очень развит, на нем работает много конкурентов. Кроме того, проблемы, связанные с доступностью сырьевых компонентов, качеством ЛКМ и наличием спецификаций, — труднопреодолимые помехи для проникновения на этот рынок. Завоевание определенных позиций на китайском лакокрасочном рынке требует большой смелости, решительности и желания достичь успеха. На этом рынке не будет быстрых побед, однако долгосрочная прибыль от инвестиций в Китае оправдает затраты.

kraska,okraska

vseokraskah.net

Анализ рынка красок России - Анализ рынка красок. doc

Анализ рынка красок России - файл Анализ рынка красок.doc

Анализ рынка красок.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

на тему:

«Анализ рынка красок»

Выполнил:

Мурзабулатов А. С.,

студент группы ЭУ-31

Проверила:

Береговая И. Б.

Оренбург – 2007г.

Введение

Рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) характеризуется широким ассортиментом материалов с различными качественными и ценовыми характеристиками. Требования потребителей к поступающей на рынок продукции, ее ассортименту и цене все время растут.

Однако, несмотря на это, спрос на краски на российском рынке стабильно возрастает на 10-20% в год. Растущий спрос объясняется несколькими причинами. Во-первых, активное строительство жилья в последние годы привело к увеличению объема ремонтных и отделочных работ с использованием краски и других ЛКМ. Во-вторых, доля ЛКМ в сметной стоимости ремонтных работ крайне редко превышает 5%, что свидетельствует об их невысокой стоимости. И, в-третьих, уровень потребления лакокрасочной продукции в России в перерасчете на душу населения пока в 3-4 раза ниже значений, характерных для европейских стран. В настоящий момент этот показатель в России не превышает 6 кг в год на человека, в Западной Европе он составляет 15,5 кг в год на человека и выше.

Данная тема является актуальной, поскольку российский рынок краски характеризуется интенсивным ростом и имеет четкую тенденцию к увеличению своей емкости и основных конъюнктурных показателей – трендов продаж, цен, инвестиций и прибыли, частоты и динамики сделок, динамики основных параметров развития рынка.

^ Понятие и виды лакокрасочных материалов

ЛКМ – вязкожидкие составы, наносимые на поверхность конструкции тонким слоем (60…600 мкм), который через некоторое время твердеет и образует пленку, плотно сцепляющуюся с основанием. Основными компонентами ЛКМ являются:

Пигмент – вещество в виде мелкодисперсных частиц, практически нерастворимое в лакокрасочной среде, которое используется благодаря своим оптическим, защитным и декоративным свойствам. Пигменты определяют не только цвет, но и технологичность (усадку) и долговечность лакокрасочного покрытия.

Наполнитель – порошкообразное вещество (белое или слабоокрашенное), практически нерастворимое в лакокрасочной среде, которое используется благодаря своим физическим или химическим свойствам. Наполнители придают ЛКМ прочность, атмосферо- и огнестойкость.

Пленкообразующее вещество – нелетучая часть лакокрасочной среды, которая образует пленку и связывает пигмент. Пленкообразующее вещество определяет рабочую консистенцию краски, прочность, твердость и долговечность образующейся пленки.

Виды ЛКМ:

Краска (эмаль) – жидкий или порошкообразный продукт, содержащий пигменты, который после нанесения на поверхность образует непрозрачную пленку, обладающую защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.

К строительным краскам относятся краски масляные (смесь пигментов и наполнителей на основе олиф), водоразбавляемые (известковые, водоэмульсионные, цементные, клеевые др.).

Водоэмульсионные (латексные) краски содержат кроме пигмента и наполнителя водную дисперсию полимеров. Эти краски нетоксичны, пожаро- и взрывобезопасны, так как не содержат органических растворителей.

Лак – красочный состав в виде дисперсии пленкообразующего вещества в летучем растворителе, который после нанесения на поверхность образует твердую прозрачную пленку, обладающую защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.

Грунтовка – суспензия пигмента или смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе, создающая после высыхания однородную непрозрачную пленку с хорошей адгезией (сцепление) к подложке и предназначенная для повышения защитных свойств системы покрытий.

Шпатлевка – продукт пастообразной или жидкой консистенции, применяемый для устранения небольших дефектов поверхности перед окраской.

^ Обзор рынка краски

Агентство «Symbol – Marketing» провело исследование российского рынка ЛКМ, в ходе которого были получены следующие результаты.

Объем российского рынка краски составляет около 450 тыс. тонн ежегодно, при этом импортная продукция занимает 40-45% рынка. Доля импорта постоянно увеличивается, а основными конкурентами отечественных изготовителей являются финские (40% импортируемых красок), польские (16%) и немецкие компании (14%). Остальной объем импорта приходиться на Словению, Украину, Францию, Италию, Турцию.

Результаты исследований показывают, что рынок краски представлен 150 марками, при этом 80 марок имеют иностранное происхождение, а 70 – отечественное. По уровню общей дистрибьюции (распространения) первое место занимает марка «Dufa», которая встречается почти в 80% обследованных торговых точек. Второе место, с небольшим отставанием, занимает «Tikkurila». Третье место у российской марки «Текс». Помимо них, в десятку лидеров входят «Poli-R», «Sadolin», «Ореол», «Акватекс», «Ярославские краски» и «Alpa».

В долевом отношении лидером рынка является «Tikkurila» (более 20%). Второе место делят между собой «Dufa» и «Текс». Таким образом, несмотря на то, что продукция «Dufa» встречается чаще, «Tikkurila» побеждает за счет количества. На третьем месте – «Sadolin», на четвертом – «Beckers». Удельный вес других марок незначителен – менее 3%.

Доля иностранной продукции составляет 40-45%, что говорит о невыгодном положении российских производителей. В одних товарных группах российские производители по-прежнему сохраняют преимущество (масляная и пентафталевая эмали), в других доминирует иностранная продукция (силикатная краска, краска-спрей, водоэмульсионная краска).

Отечественные марки пользуются большим спросом у потребителей с относительно низким уровнем дохода, а также среди мелких строительных организаций. Иностранные марки, наоборот, пользуются спросом у потребителей с доходом выше среднего уровня и среди крупных строительных организаций. Для конкуренции в среднем и верхнем ценовых сегментах необходимо резкое улучшение качества российской продукции, считают аналитики агентства «Symbol – Marketing».

Хотя, возможно, российским производителям краски в первую очередь следует задуматься над изменением маркетинговой политики. Простой пример: лет десять назад в России мало кто был знаком и с маркой «Tikkurila», и с маркой «Текс». Сегодня доля финнов на отечественном рынке красок в два раза превышает долю петербуржцев, и это притом, что «Текс» – самый успешный российский лакокрасочный бренд. У российских производителей между тем достаточно преимуществ. Например, себестоимость производства продукции, не уступающей по качеству западной, у нас значительно ниже. Не случайно многие иностранные компании образуют дочерние фирмы именно в России. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение ближайших 10-15 лет доминирование иностранных брендов на российском рынке краски (а также других ЛКМ), по мнению аналитиков, станет окончательным.

^ Производство краски

В настоящий момент в России действуют более 150 предприятий по производству краски и других ЛКМ. Официальные данные федеральной службы государственной статистики РФ учитывают объемы производства про­дукции далеко не на всех российс­ких предприятиях, а показатель объема производства учтенных предприятий не всегда соответствует реальному уровню. Это объясняется тем, что в зависимости от формы собственности, не все предприятия отчитываются в Росстат, а в целях минимизации налогов, не все компании указывают реальные объемы производства. Производство краски крупнейшими производителями представлено в таблице 1.

Таблица 1

^ Производство краски крупнейшими производителями (тыс. тонн)

По материалам сайта: http://www.studmed.ru

fix-builder.ru

Российский рынок лакокрасочных материалов :: Все для стройки

Динамика производства ЛКМ в России

Производство ЛКМ – это один из сегментов химической промышленности, который предлагает потенциальным участникам большие возможности. Широким является не только спектр самих материалов (готовых продуктов), но и основ, на базе которых они производятся, а также пигментов, разбавителей и других сопутствующих веществ. Выпуском лакокрасочной продукции могут заниматься как крупные холдинги, так и совсем мелкие предприятия.

По оценкам экспертов рынка, общее число предприятий, фирм и частных предпринимателей, выпускающих в России лакокрасочную продукцию, составляет от 600 до 1,2 тыс.(*), в то время как официальные источники рапортуют о 120 функционирующих предприятиях (в 2008 году их насчитывалось около 200). Причем в списках Росстата отсутствуют даже некоторые довольно крупные игроки (в частности, ООО «Предприятие ВГТ»). Несмотря на то, что официальная статистика не отражает все множество компаний, функционирующих в области производства лакокрасочных и смежных материалов, общие данные о производстве, в том числе по регионам, выглядят вполне отражающими действительность, поэтому специалисты ABARUS Market Research при анализе российского производства используют именно официальные данные. Хотя можно встретить альтернативные оценки, согласно которым расхождение официальных и реальных данных по выпуску ЛКМ составляет от 15 до 20% (в пользу реальных). Рис. 1. Динамика российского производства лакокрасочной промышленности в 1998-2010 гг., тыс. тонн. Источник. Скорректированная динамика ABARUS Market Research на основе данных Росстата

Производство лакокрасочной продукции в России за последние 10 лет переживало упадок дважды. Первый период снижения объемов производства был отмечен в 2001-2003 гг., когда объем выпуска уменьшался в течение трех лет на 2-5%, а второй, более трудный период, пришелся на 2008-2009 годы, связанные с мировым кризисом. В 2009 г. производство упало на 15,5%, а вместе с 2008 г. снижение составило более 18% по сравнению с 2008 годом, когда было выпущено 959,4 тыс. тонн лакокрасочных материалов. Но в течение 2010 г. объем выпуска быстро восстановился и по итогам года превысил докризисные показатели. Производство составило 1010,4 тыс. тонн, а прирост за год – 24,6%.

Детализированная статистика производства демонстрирует, насколько быстро лакокрасочная промышленность восстановилась после кризиса. Выпуск в 2009 году отставал от показателей 2008 года в период с I по III квартал, а в конце года уже практически вышел на уровень докризисного 2007 года. И, наконец, в течение практически всего 2010 года производство находилось на более высоком уровне, чем в предыдущие три года, что и позволило в результате добиться столь впечатляющих результатов.  Рис. 2. Динамика российского производства лакокрасочных материалов в 2007–2011гг. (2011 г. – I квартал) по месяцам,  тонн Источник. ABARUS Market Research по данным Росстата.

Что касается самых свежих данных, то выпуск лакокрасочных материалов в I квартале 2011 г. на 8% превышает объем того же периода прошлого года. Из этого наблюдения можно сделать вывод, что в 2011 году будет очередной устойчивый положительный прирост.

Производители ЛКМ в России

Можно сказать, что к 2007 году на российском рынке сформировалась устойчивая группа производителей «первого эшелона», которая благополучно пережила кризис и к началу 2011 года сохранилась в прежнем составе. К «первому эшелону» большинство экспертов рынка относят следующие 6 компаний: «Тиккурила»(**), «Эмпилс», «Лакра Синтез», «Предприятие ВГТ», «ABC Farben» и «Русские краски». В данном случае порядок перечисления компаний соответствует масштабам производства, зафиксированным в 2009 году, хотя в предыдущие годы позиции компаний были несколько иными. Данных за 2010 год официальная статистика пока не представляет, поэтому в материале объем производства компаний за последний год является оценочным. В целом упомянутая «шестерка» выпускает порядка 40-42% от общероссийского объема производства ЛКМ. Причем эта доля в течение последних пяти лет остается стабильной, слегка колеблющейся в небольшом диапазоне.

К предприятиям «второго эшелона» можно отнести порядка 20-25 компаний с объемом производства 4000-5000 тонн в год. Перестановки внутри этой группы происходят довольно активные. Среди них есть как растущие предприятия, так и постепенно теряющие свои позиции, а также относительно стабильные компании.

К первой категории следует отнести ООО «Мефферт Продакшн», ООО «Корунд», ООО «Уральская производственная компания»,  ЗАО «НПК «Ярли», НПП «Рогнеда», ООО СП «Лакуфа-Тверь». К категории «проседающих» игроков относятся ОАО «Котовский ЛКЗ», ЗАО «Акзо Нобель Декор», ОАО «ТД «ЗЛКЗ», ООО ЛЗ «Радуга», ОАО «Невинномысский Азот». Причем понижающаяся тенденция для этих предприятий началась еще до кризиса. Кроме того, время от времени в списке «середнячков» появляются новые компании.

Таблица 1. Ежегодные объемы выпуска основных производителей ЛКМ в России в 2006-2009 гг., в тоннах

Источник. ABARUS Market Research по данным Росстата. * Данные компании «Предприятие ВГТ», озвученные в 2008 году. ** Оценка ABARUS Market Research. В совокупности предприятия первого и второго эшелонов занимают более 65% от общего объема выпуска лакокрасочных материалов. Их общий вес медленно, но верно приближается к 70% (см. рис.3). Этот уровень был уже пройден в середине 2000-х гг., но потерян в 2007 году, когда на волне строительного бума рынок «принял» множество мелких игроков регионального масштаба. Кризис помог отрасли «почистить» ряды, и этот процесс еще не закончился. В течение нескольких ближайших лет с арены вынуждены будут уйти как мелкие неэффективные предприятия, так и средние, но располагающие старыми технологиями. Рис. 3. Структура производства лакокрасочных материалов в РФ в 2006-2010 гг. по основным предприятиям, в тоннах. Источник. ABARUS Market Research по данным Росстата.

Если вернуться к ведущим игрокам, то динамика в этой группе следующая. Очевидно усиление позиций ООО «Тиккурила» – за 5 лет доля этой компании в общем объеме ведущей «шестерки» увеличилась с 33% до 44%. Поскольку общий объем группы за указанный период мало изменился, то становится понятно, что лидер, развиваясь, отбирает «куски» рынка у ближайших конкурентов. В наибольшей степени это относится к ОАО «Русские краски», ее доля в объеме указанных компаний сократилась практически в 2 раза – с 13% до 7%. Также постепенно теряет позиции лидер предыдущих лет – ЗАО «Эмпилс». Особенно высока роль этого предприятия была зафиксирована в 2004 г., далее удельная доля его в совокупном производстве пошла на спад. А вот у ООО «Лакра Синтез» довольно высокий потенциал – в последние годы его позиции стабильны с тенденцией к усилению.

Структура производства ЛКМ

Непосредственно перед кризисом, в 2008 году, размер мирового рынка лакокрасочных материалов составлял порядка 100 млрд. долл. в денежном выражении или 25 млн. т в количественном(***). Объем российского рынка на тот момент оценивался в 1,1-1,2 млн. тонн, то есть около 5% от общемирового потребления. При этом темпы прироста российского рынка значительно опережали среднемировые, прибавляя по 15-20% в год. Такие цифры говорят о значительном потенциале отечественного рынка ЛКМ, который еще не скоро будет исчерпан.

Рис. 4. Доли выпуска лакокрасочных материалов компаниями «первой шестерки» в 2006-2010 гг., %. Источник. ABARUS Market Research по данным Росстата.

Рост потребительского спроса на лакокрасочную продукцию в России развивается в первую очередь за счет высокого интереса к водно-дисперсионным ЛКМ. Отечественные производители, особенно из числа долгожителей, ориентированы в основном на производство алкидных и масляных красок и эмалей, и даже, несмотря на увеличение производства, пока не способны полностью удовлетворить спрос на современные виды ЛКМ, которые пополняются импортом. Таким образом, сегмент водно-дисперсионных материалов имеет большой потенциал развития.

В течение 2003-2008 гг. основная часть производимого в стране продукта приходилась на эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах, хотя в 2008 г. объем производства в данном сегменте несколько сократился. Также снижается выпуск лаков на конденсационных смолах: за один только 2008 год падение производства в этом сегменте составило более 20%. Объем производства водно-дисперсионных красок и грунтовок, напротив, увеличивается: прирост производства за 2008 г. составил 25%. Также наращивается в последние годы выпуск лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок на эфирах целлюлозы и на полимеризационных смолах и олиф. Динамика производства в других сегментах неустойчива.

Сегодня производителям ЛКМ приходится считаться с двумя важными факторами: ужесточением требований по охране окружающей среды и экономической целесообразностью. В связи с этим современные технологии создания лакокрасочных покрытий развиваются в направлении сокращения использования растворителей. В настоящее время акцент делается на производство и применение материалов с высоким сухим остатком (более 60%) или практически не содержащих растворителей (менее 5%), композиций на водной основе и порошковых материалов.

Импорт

С 1999 года по 2008 год имел место устойчивый рост объема поставок импортной лакокрасочной продукции в Россию. За это время импорт вырос почти в 4 раза. В 2000 г. объем импорта составлял порядка 80 тыс. тонн, а в 2008 г. – уже почти 300 тыс. тонн. В 2009 году импорт снизился, а в 2010 г. уже почти вернулся к уровню 2007 года, когда было завезено около 250 тыс. тонн.

Среди всех групп ЛКМ большую долю в совокупном импорте составляют краски и лаки на основе синтетических полимеров или химически модифицированных природных полимеров, диспергированные или растворенные в неводной среде. На долю этой группы приходится около 60% всего импорта ЛКМ в денежном выражении. Доля красок и лаков, диспергированных или растворенных в водной среде, составляет порядка 20%, грунтовок и шпатлевок – 15%, готовых красок, глушителей стекла и красок – 3%, столько же эмалей и глазурей стекловидных, масляных красок и лаков – 1%, цветных лаков завозится незначительное количество.

Ведущим поставщиком лакокрасочных материалов на российский рынок является Финляндия, хотя в последние годы ее доля стабильно уменьшается. Стабильные позиции в импорте ЛКМ у Германии, Польши, а в последнее время – у Турции. Высококачественные декоративные материалы из Испании, Италии, США, Швеции и Бельгии неизменно присутствуют на российском рынке. Стоит отметить, что увеличивается доля поступления материалов из Южной Кореи, а «вездесущие» китайские производители в импорте ЛКМ отсутствуют.

Соотношение отечественного производства и импортной продукции демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению: если в 2003 г. доля импорта в объеме рынка составляла 26,8% (максимальный показатель за весь период), то в  2010 году – уже 19%. Вследствие кризиса ввоз импортной продукции в Россию восстанавливается медленнее, чем отечественное производство, представители которого грамотно воспользовались представленными «возможностями».

Рис. 5. Доля ведущих поставщиков лакокрасочных материалов на российский рынок в 2005-2010 гг., % Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ. Рис. 6. Доля импорта на российском рынке ЛКМ в 1998-2010 гг., % Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.

Стоит напомнить, что после дефолта, в 1998 году, доля импортной продукции на российском рынке упала до 12,8%, однако нынешняя ситуация сильно отличается от предыдущего кризиса. Качество российских красок и лаков тех лет значительно уступало импортным, что не замедлило сказаться на росте поставок из-за рубежа сразу, как только экономическая ситуация стабилизировалась – в результате доля импорта увеличилась вдвое всего за 4 года. В настоящее время подобный реванш зарубежных производителей маловероятен, в том числе и потому, что наиболее известные их представители уже работают в России, то есть в нашем аналитическом обзоре относятся к «отечественным» производителям. Речь идет, в первую очередь, о таких крупных компаниях, как Tikkurila, ABC Farben. Также достойны упоминания «Акзо Нобель», «Мефферт Продакшн», «Басф». В общем, выходит, что российский рынок лакокрасочных материалов в значительной степени развивается на базе зарубежных технологий. Если сложить выпуск перечисленных предприятий с импортными поставками, то получится, что объем зарубежной и «полузарубежной» продукции на российском рынке составляет более 40%. Такое конструктивное доминирование задает высокую планку уровня качества для остальных участников рынка.

В будущем стоит ожидать развития данной тенденции, поскольку иностранным производителям выгоднее производить продукцию внутри страны, чем поставлять ее из-за рубежа. В связи с этим стоит ожидать некоторого удешевления продукции зарубежных брендов, выпускаемых на территории России, а также снижения доли импорта.

Тенденции рынка

Как уже было сказано выше, до 2008 г. спрос на лакокрасочные материалы в России активно рос. Этому способствовал экономический рост и техническое перевооружение в машиностроении, нефтегазовой, химической, металлургической и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Однако в 2008 г. картина несколько изменилась: неблагоприятные макроэкономические явления отрицательно сказались на спросе на лакокрасочную продукцию, а, следовательно, и на объемах производства. Поставки лакокрасочных материалов в Россию также оказались подверженными кризисным явлениям: в первый раз за последние 5 лет динамика импорта ЛКМ в 2008 г. оказалась отрицательной (–25%).

Несмотря на это, уже в 2010 году имел место активный рост производства – почти 25%, что связано с достаточно твердыми позициями ведущих предприятий, а также амбициозными настроениями менее крупных компаний, в том числе молодых. Тем не менее, стоит отметить, что в ближайшее время повторения таких результатов ждать не следует: производство выросло под влиянием воплощения стратегических планов лидеров рынка, стремящихся занять наиболее выгодные позиции перед восстановлением активного спроса. _______________________________ (*) Данные РБК (**) Вместе с мощностями «Краски Текс» и «Гамма Индустриальные краски», но без учета ООО  «Порошковые краски», которое концерн Tikkurila продал концерну Teknos Group в январе 2011 г. (***) По данным журнала «Лакокрасочная промышленность», 2009, №7.

В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

vsedlyastroiki.ru