Токсично жить не запретишь. Ртутная краска


XIII группа составные краски

Нейтральтинт

Teinte neutre. Neutralschwarz. Neutral tint.

Смесь туши или слоновой кости с берлинской лазурью, ино­гда с индиго.

Применяется только в акварели.

Зеленая киноварь

Chromgrüne, Zinkgrüne, Zinnobergrüne.

Краски эти не содержат в своем составе элементов красной киновари, а представляют собой составные краски, различным образом приготовленные. Для приготовления этих зеленых красок смешивают парижскую и берлинскую лазури с желтыми хромами, кадмиями, цинковой желтой и стронциевой желтой. Смесь берлинской лазури и цинковой желтой называется так­же цинковой зеленью. Прочность зеленой киновари зависит от прочности красок, составляющих ее.

Смесь желтых хромов с лазурями не всегда носит название зеленой киновари. Так, фирма Лефрана имеет в продаже пять оттенков подобной зеленой краски, которая идет под назва­нием английской зелени. Подвергнутые длительному испытанию светом, они не изменили своего цвета. Худшими сортами со­ставных зеленых красок являются смешения лазурей с жел­тыми органическими красками-лаками.

Постоянная зелень

Перманент. Vert permanent. Permanentgrün. Permanent green.

Под этим названием подразумеваются краски различного происхождения, причем большинство их составные.

К лучшим из составных красок относятся те, которые со­стоят из прочных самих по себе красок. Таковой является пер­манент, состоящий из окиси хрома и шпата. Перманент фаб­рики Берендта представляет смесь изумрудной зелени с цинко­выми белилами или той же краски с цинковой желтой, а также с желтыми кадмиями. Смесь изумрудной зелени с цинковой желтой и подмесью шпата носит название Victoriagrüne.

Под названием «перманентной зелени» была предложена краска, получающаяся прокаливанием: 1) фосфорномедной соли с глиноземом, 2) хромовоцинковой соли с фосфорнонатриевой солью, 3) фосфорномолибденовой соли с костяным маслом, 4) фосфорноникелевой соли с водным глиноземом.

Желтая брильянтовая

Jaune brillante. Brillantgelb.

Под этим названием имеются в продаже краски, близкие по цвету неаполитанской желтой. Они имеют различные оттенки и готовятся смешением желтых кадмиевых красок с белилами.

Органические краски натуральные краски органического происхождения

Сюда входят: 1) органические краски растительного и животного происхождения, 2) битуминозные вещества и 3) угольные краски.

Краски растительного и животного происхождения

(соки, вытяжки растений и пр.)

Краски растительного и животного происхождения играли большое значение в красильном деле и живописи в прошедшие времена. Многие из растений, дающих красильный материал (марена, индиго, вайда), культивировались специально для выработки красок, которых было значительно меньше когда-то, чем в настоящее время. Многие из этих материалов теперь оставлены и забыты, так как найдены способы получения ис­кусственных органических красок из совершенно других источ­ников.

Материалами для приготовления красок этой группы слу­жат корни, листья, кора и плоды различных растений и пр. Важнейшими из них являются:

Желтые красящие вещества: желтое бразильское дерево, фустиковое дерево, орлеан, авиньонские ягоды, кур­кума, вау и церва, кверцитрон, красильная серпуха, красиль­ный дрок, индейская желтая, гумми-гут, шафран, барбарис.

Красные красящие вещества: марена и крапп, красное дерево, сандаловое дерево, сафлор, кошениль, лак-дей, гумми-лак, пурпур-слизень, орсель, драконовая кровь, алканна.

Синие красящие вещества: индиго, кампешевое дерево.

Коричневые и зеленые красящие вещества: сепия, жестер, акация катеху, соковая зелень (Rhamnus cathar­ticus).

Все названные вещества содержат красильные начала, ко­торые так или иначе извлекаются из сырого материала и обра­щаются в так называемые пигменты, служащие для пригото­вления красок и в красильном деле.

Употребление в дело соков растений и других органических природных красильных веществ в естественном их виде или с прибавкой некоторого количества клея имело место в истории водяной живописи (первобытной акварели), и это, разумеется, есть самый примитивный способ использования подобных ма­териалов.

Для превращения сырых красильных материалов в краску, т. е. в сухое окрашенное вещество, однородное в физическом отношении, нерастворимое при обыкновенных условиях в воде и маслах, последние подвергаются той или иной обработке, сообразно свойствам их.

Один из видов такого рода обработки, и притом наиболее популярный в настоящее время, был знаком в своем принципе уже в глубокой древности. Он заключается в том, что органи­ческий красильный пигмент осаждается на какое-либо мине­ральное основание, само по себе бесцветное, с которым он вхо­дит в химическое соединение.

Большинство названных выше красильных органических материалов, каковы: желтое дерево, кошениль, корень марены и др., содержат так называемые кислые пигменты, обладающие свойствами органических кислот и потому способные раство­ряться в щелочных растворах соды, поташа, едкого кали и натра.

Эти красильные растворы образуют с водными окислами земельных и тяжелых металлов, каковы: магний, кальций, алю­миний, хром, олово, железо и др., нерастворимые в воде и мас­лах, окрашенное соединения, называемые в технике лаками, или красками-лаками. В русской москательной терминологии они носят название баканов. Таким образом получаются жел­тые лаки, крапп-лаки, кармин-лаки и т. д.

Второй вид обработки природных красильных органиче­ских веществ заключается в извлечении сырого материала и превращении его в возможно чистый препарат (экстракт) кра­сильного начала, который в таком виде получает способность служить как краска.

Прочность красок-лаков и других видов органических кра­сок зависит главным образом от прочности самого пигмента, составляющего сущность их. В большинстве случаев они не­прочны; исключением являются: крапп-лаки, индейская жел­тая и некоторые др.; остальные теряют свой цвет более или менее быстро под влиянием света, а также от действия смеши­ваемых с ним металлических красок (свинцовых, медных и др.), отдающих им часть своего кислорода, который разрушает их. Состав связующих веществ для прочности органических кра­сок имеет также значение. Некоторые из органических красок в смеси с яичным белком и другими веществами получают боль­шую и даже безграничную прочность. Краскам этой группы присущи:

  1. безвредность для здоровья,

  2. высшая степень прозрачности; они являются настоя­щими лессировочными красками,

  3. большая или меньшая неустойчивость по отношению к свету,

  4. неспособность быстро высыхать с маслами.

Индейская желтая

Jaune indien. Indischgelb. Indian yellow.

Краска прекрасного золотисто-желтого цвета, особенно при­годная в лессировках. Химический состав ее — магниевая соль эвксантиновой кислоты в смеси с магнезией. До 1820 г. она была мало знакома в Европе.

Индейская желтая в сыром виде получается из восточной Индии, имеет вид крупных шарообразных кусков (весом в 25—35 золотников), имеющих на поверхности зеленовато-бурый цвет, в изломе — оранжево-желтый. Сорта ее различны.

В разведенной соляной кислоте при нагревании индейская желтая совершенно растворяется и после охлаждения раствора выделяет в виде белого хлопчатого осадка эвксантиновую ки­слоту. В кристаллическом виде последняя представляет бле­стящие желтые иглы, способные растворяться в спирту, эфире и горячей воде. Прибавляя к водному раствору эвксантиновой кислоты магнезию, можно получить краску в очень чистом виде.

Индейская желтая — одна из немногих до известной сте­пени светопостоянных красок-лаков органического происхожде­ния. Образцы хорошо очищенной и приготовленной краски в акварели после трехмесячного действия на них солнечных лучей дали лишь незначительное ослабление тона. Краска одной из английских фирм, испытанная Рербергом, мало изменилась под действием света, длившимся более одного года. В масляной живописи индейская желтая прочнее, нежели в акварели. Потемне­ние некоторых сортов краски с маслом указывает на недостаток очистки ее или же на потемнение самого масла. Последнее избе­гается, по опытам Чорча, растиранием краски с маслом, обрабо­танным предварительно борнокислым марганцем.

Индейской желтой присущи исключительно лессировочные свойства, причем получающийся оттенок незаменим другими красками. Даже в очищенном виде она отчасти растворима во­дой, что ощущается в акварельной живописи: она окрашивает волокно бумаги и потому с трудом смывается с нее дочиста. На масле она имеет отчасти коричневатый оттенок и поэтому не дает красивых смешений с синими красками. Масла берет до 100% и сохнет с ним медленно. Применима лишь в масля­ной живописи, акварели и темпере.

Кроме желтого оттенка в продаже имеется зеленоватый, но­сящий название индейской желто-зеленой, стоимость которой наполовину меньше желтой краски. Индейская желтая при­надлежит к разряду очень дорогих красок, и потому суще­ствует ряд суррогатов ее, к которым относятся желтые краски-лаки, получаемые из органических красильных начал и искус­ственных (каменноугольных). Одна из последних — желтая нафтоловая — очень близка по тону подлинной индейской. Она, впрочем, легко отличается от индейской быстрым (в несколько дней) изменением своего цвета на свету в коричневый. Мине­ральная краска ауреолин также иногда носит название индей­ской желтой и располагает лессировочными свойствами. В по­следнее время хорошая замена индейской желтой найдена в идантреновой желтой каменноугольного происхождения краске с добавкой к ней желтого кадмия.

Распознавание. Подлинный продукт в горячей со­ляной кислоте переходит в раствор, который по охлаждении выделяет белый хлопковидный осадок — эвксантиновую кис­лоту.

Крапп-лаки

Laque de garance, rose, doré, pourpre, intense. Krapp-lack hell, rosa, dunkel. Pink madder, pourpre madder, rose madder.

Интенсивные прозрачные краски различных цветов, из кото­рых малиновый наиболее красив.

Краппы принадлежат к очень древним краскам. По свиде­тельству Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапповых красок, которые по­лучали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. В эпоху Возрождения краппы имели широкое применение в живописи, и до сего дня они украшают многие произведения старых мастеров.

Крапп, или марена, получается из корня растения красиль­ной марены, лучшим сортом которой является Rubia tinctorum (Южная, Средняя и Западная Европа). Высушенный и из­мельченный корень обращается в порошок желто-красного цвета с характерным запахом. Получаемый из Смирны и с Кипра в продаже носит — в неизмельченном виде — название лизари и ализари.

Корень краппа содержит в себе целый ряд красильных начал, важнейшим из которых является «руберитриновая» кис­лота, распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество. Али­зарин кристаллизуется из растворов спирта в темно-золотисто-желтые иглы. На свойствах ализарина давать с окислами металлов нерастворимые окрашенные соединения и основано применение краппа при производстве крапп-лаков. Крапповый корень содержит, кроме того, пурпурин.

Ализарином и пурпурином не исчерпываются, однако, все красильные начала маренового корня, дающие красные краски; корень содержит и другие: желтые (рубиацин), зеленые (хлоро­ген) и бурые (эритрозин), которыми пользуются для произ­водства самостоятельных красок, а также для придания раз­личных оттенков красным крапп-лакам. Таким образом полу­чаются желтые и коричневые крапп-лаки.

Наиболее ценным из названных красильных начал краппа является ализарин, который и дает только прочные краски. В чистом виде его удалось получить, однако, сравнительно не­давно (в 1826 г.), остальные красильные начала были полу­чены еще позднее. В прежние времена в производстве красных крапп-лаков участвовали, таким образом, все красильные начала краппов одновременно, что не могло отражаться благоприятно на фабрикатах. Но и в наше время в состав красных крапп-лаков входит не только ализарин, но и пурпурин и небольшое количество прочих красильных начал. Между тем пурпурин уступает в прочности ализарину. Подвергнутые испытанию све­том, ализарин и пурпурин дали следующие результаты: розо­вый крапп-лак, состоявший из пурпурина, в продолжение 4 — 6 недель заметно побледнел, темный же крапп-лак, в составе которого был главным образом ализарин, в течение 9—19 ме­сяцев совершенно не изменился. Пурпурин дает нежные розо­вые цвета, которые мало доступны для ализарина, и потому розовые крапп-лаки часто всецело состоят из пурпурина. Вы­игрывая в тоне, они теряют, таким образом, в прочности.

При производстве крапп-лаков из марены поступают таким образом. Красочное начало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты, после чего промывается и нагревается с раствором квасцов. Из полученного раствора крапп-лак оса­ждается углекислой содой. Далее следуют его промывка и просушка. Производство лучших сортов красных крапп-лаков представляет сложное дело, так как от деталей производства зависят не только нюансы красок, но и сама прочность их. К необходимым материалам производства относятся также так называемое «ализариновое масло» (получающееся из касторо­вого масла и употребляющееся при крашении ализарином), фосфорнокислый натр и уксуснокислая известь. Нормальный крапп-лак красного цвета представляет по своему составу основ­ную ализариновую соль алюминия и кальция. В составе его, по-видимому, принимают участие и жирные кислоты ализарино­вого масла. Ализарин с глиноземом и окисью олова дает крас­ные лаки, с окисью железа — фиолетовые и темно-синие, с хро­мовыми солями — коричневые.

Имеющиеся в продаже крапповые краски в настоящее время состоят исключительно из крапп-лаков. Кроме обычных назва­ний их, которых имеется большое число, существуют: Van-Dyck rot, Rubenskrapp, Rembrandtkrapp, laque Robert, кристал­лический крапп-лак. Последние вследствие неопределенного состава не заслуживают внимания. Встречаются в продаже и жженые крапп-лаки. Они не содержат в своем составе воды и потому имеют меньшую наклонность к растрескиванию, на­блюдающуюся у краппов, содержащих воду; им присущ бо­лее фиолетовый оттенок.

Красные крапп-лаки принадлежат к весьма ценным краскам органического происхождения. Они являются единственными представителями этого отдела красок, применимыми во всех способах живописи, не исключая фрески и силикатной. С мас­лом сохнут медленно и берут его до 70%.

Крапп-лакам, приготовленным на масле, свойственно при долгом хранении обращаться в резинообразное состояние, что объясняется химическим действием заключающихся в масле свободных кислот на глинозем краски — преобладающий со­ставной элемент этого рода красок (светлых крапп-лаков). Употребление в живописи красок, пришедших в это состояние, считается очень вредным для нее.

Наиболее прочными из крапповых красок, выделываемых из марены, являются те, которые имеют густые красные тона; розовые оттенки, содержащие меньшее количество красящих на­чал, скорее поддаются разрушающему действию света. Желтые, фиолетовые и темно-синие крапп-лаки сильно выцветают. Лучшими фабрикатами являются французские, так как авиньон­ский крапп — лучшая культура этого рода растений.

Ализарин натурального происхождения в последнее время при фабрикации красок часто стал заменяться ализарином, получаемым искусственным путем — из каменноугольного дегтя. Так как ализарин этот тождествен ализарину из марены, то крапп-лаки, состоящие из него, нисколько не уступают по своим качествам натуральным (см. ализариновые крапп-лаки).

Распознавание. Крапповые краски дают желтый раствор с разведенными соляной и серной кислотами: крас­ный — c крепкой соляной и серной кислотой, желтый — азот­ной, розово-красный — с уксусной. Лимонная кислота не из­меняет их цвета.

Кармин

Кошенилевый лак. Кармин-лак. Laque cramoisie. Carmin. Crimson lake.

Кармин представляет общеизвестную и популярную краску, открытие которой относится к 1518 г. и приписывается фран­цисканскому монаху из Пизы. Фабрикация кармина началась с 1656 г.

Краска вырабатывается в виде кармина, содержащего около 7% глинозема или извести, или же в виде кармин-лака подоб­но прочим растительным лакам. Сырым материалом для до­бывания красок служат насекомые, паразиты кактуса (coccus cacti), привозимые из Центральной Америки, Мексики, Ал­жира и Каплэнда. Из этих насекомых получается красильное начало кармина — карминовая кислота.

По цвету своему карминовые краски спорят с крапп-лаками, и, по-видимому, одно время они пользовались большей попу­лярностью, нежели краппы. Краски эти принадлежат к раз­ряду чрезвычайно непрочных: они погубили многие из худо­жественных произведений прошедших веков и более позднего времени. Непрочность кармина особенно скоро сказывается в акварели, где для выцветания его достаточно нескольких часов, в масляной живописи оно идет медленнее, но и здесь не остается от краски с течением времени даже следов ее.

Кармин встречается в продаже под многими названиями. Наиболее чистый сорт его — карминнакарат, флорентинский лак, парижский лак, мюнхенский лак. Названия эти — сино­нимы кошенилевых лаков. Краска, носящая название крапп-кармин, была впервые предложена в 1916 г. Она состояла из чистых ализарина и пурпурина; в настоящее время ее готовят из смеси кармин-лака с крапп-лаком.

Распознавание. Чистый кармин (без водного глино­зема) в нашатырном спирту растворяется без остатка. При ки­пячении с содовым раствором (соды и краски берется поровну, воды в 30 раз более, чем краски) кошенилевых кармин дает фиолетовую окраску, крапповые краски — красную окраску.

studfiles.net

Общие сведения о красках

Красками называются вещества натурального или искусствен­ного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал или с помощью какого-либо связующего вещест­ва, или без него, или же соединяясь с ним химически. К пер­вым относятся краски, применяющиеся в живописном деле, ко вторым — краски, применяющиеся в текстильной промышленно­сти. Эти последние носят также название пигментов1.

Одни из красок принадлежат к веществам, состоящим из несложных химических соединений, к каковым относятся, напри­мер, цинковые белила — химическое соединение цинка и кисло­рода, киноварь — соединение серы и ртути; другие же более или менее сложны или состоят из сложных химических соедине­ний, каков, например, ультрамарин, в состав которого входят кремнезем, глинозем, натр, сера и пр., или же состоят из смеси различных химических соединений: таковы свинцовые белила, охры и многие другие краски.

Очень немногие из красок, применяющиеся в живописи, име­ют ту определенность в своем составе, какая присуща химиче­ским соединениям, таковы: кадмий, цинковые белила, барито­вые белила, киноварь и некоторые другие краски; большинство же их лишено этой определенности и постоянства. Вот почему на практике одна и та же краска (на различных фабриках и даже на одной и той же) нередко выходит с различным соста­вом и, следовательно, с различными свойствами и оттенками. Такие изменения и колебания в составе красок зависят всецело от чистоты сырых материалов, взятых для фабрикации, от спо­собов последней и даже от малейших деталей производства.

Краски, имеющиеся в продаже, не являются химически чи­стым продуктом даже в лучших своих сортах, а всегда содержат, хотя и минимальные примеси веществ, взятых для их фабрика­ции, или других посторонних веществ, которые в таком ко­личестве не вредят им. Таким образом, говоря о чистых крас­ках, следует, прежде всего, подразумевать лишь техническую чистоту их.

Немногие из красок состоят в целом из одного красящего начала. Таковы: киноварь, цинковые белила, хромовая окись и т. д.; большинство же состоит из красящего начала и белого или бесцветного вещества иного химического состава, служащего для первого основанием. Из минеральных красок искусственного происхождения сюда следует причислить, например, ультрама­рин, синий кобальт, светлые сорта кадмиевых красок, красный кадмий. Все названные краски содержат в своем составе белое вещество, на которое осаждено красящее начало.

К этому же виду красок относятся почти все краски земля­ного происхождения: желтые охры, тердесиенны, умбры, красные охры, зеленая земля и др., а также подавляющее количество органических красок искусственного и натурального происхожде­ния, носящих в этом случае специальное название лаков2. Та­ковы крапп-лаки, желтые лаки и т. д., каменноугольные пигмен­ты-лаки. Краски этого типа обычно содержат в своем составе гипс, шпат, каолин, мел, водный глинозем и т. п. белые, бесцвет­ные, а иногда и цветные вещества, которые являются их неиз­бежными составными элементами, без чего не представляется возможным получить краску. Их не следует смешивать с тем сортом красок, в котором содержатся мел, шпат, гипс и т. п. в виде простой примеси, сделанной с целью удешевления их или фальсификации.

Наконец, существует еще один вид красок — составных, со­стоящих обыкновенно из смеси двух красок, представителями которых являются «зеленая киноварь», «перманент» и др.

Краски, применяющиеся в живописи, т. е. в смешении со связующими веществами, не должны растворяться в воде и мас­лах и содержать в себе растворимых веществ. Реакция их дол­жна быть нейтральной, содержание чуждых им элементов, как уже указывалось выше, — минимальным.

Цвет красок обуславливается их химическим составом и фи­зическим строением, при изменении которых изменяется и цвет красок. Так, киноварь, изменяя свое кристаллическое строение на аморфное, из красной становится черной; сурик, теряя из своего состава кислород, становится бесцветным. Изменение цвета красок зависит от условий, в которых находятся краски. Многие из красок меняют свой состав и цвет от действия на них высокой температуры, другие — под влиянием кислот и ще­лочей; третьи — при смешении с другими красками; наконец имеется большое число красок, которые изменяются уже от дей­ствия на них дневного света и воздуха.

Активными элементами воздуха, действующими на состав и цвет красок, являются кислород, углекислый газ и водяные пары. Весьма энергично действует на краски также солнечный свет, который, как известно, возбуждает химические явления и способствует разложению и соединению веществ и пр. Действие света и воздуха особенно энергично в том случае, когда они сов­местно действуют на краски. Так, даже несветопостоянные краски, будучи изолированы от действия воздуха (т. е. кислорода и водяных паров), могут оставаться под дей­ствием света неопределенное время без изменения, тогда как те же краски при действии света и воздуха обес­цвечиваются в самый короткий срок. Многие из красок органического происхождения, не изменяя своего цвета от дей­ствия сильных реагентов, теряют очень быстро свой цвет при действии на них света и воздуха. Свет и воздух изменяют многие краски и минерального происхождения — чернят (например, ки­новарь и сурик) и содействуют изменению красок в смеси меж­ду собою. Особенно активными являются в этом отношении ультрафиолетовые лучи.

Обесцвечивающее действие света и воздуха на красочные ве­щества известно с давних пор, и потому естественно, что изуче­ние свойств красок началось именно в этом направлении. Со­ставлены были скалы красок: вполне устойчивых по отношению к действию света, мало устойчивых и совершенно не выдержи­вающих света3. Было установлено время, необходимое для испытания красок прямым солнечным светом. Выяснилось, что непосредственное действие солнечных лучей на краски в про­должение 1 года и 9 мес. равняется действию музейного света (т. е. света в залах музеев) в продолжение приблизительно 485 лет.

Сернистые газы и испарения, которые могут присутствовать в воздухе, также очень энергично действуют на краски. Так, се­роводород и пары сернистого аммония, обращая свинцовые и медные краски в сернистые соединения, чернят их; под дей­ствием названных газов буреют сурьмяные краски и желтеют мышьяковые. Губительное действие на краски сернистых газов, к счастью, ограничено уже самим составом красок; к тому же указанные газы встречаются в воздухе в большом количестве лишь в исключительных случаях. Свет и кислород воздуха дей­ствуют разлагающим образом на сернистые газы и в некоторых случаях восстанавливают причиненные ими повреждения: почер­невшие свинцовые краски под действием света и воздуха вновь принимают свой прежний вид.

Связующие вещества красок не всегда относятся к ним ней­трально. Так, масло действует на некоторые металлические краски, вступая с ними в химическое соединение и изменяя, та­ким образом, состав красок. Соединения такого рода известны под названием мыла. Таковыми красками являются цинковые и свинцовые белила. Глицерин и мед ускоряют изменение цвета красок под влиянием света. Известь — связующее вещество фре­сковой живописи — энергично действует на краски, заставляя прибегать при этом способе живописи к особому подбору кра­сок. Так же действует на краски связующее вещество силикатной живописи (растворимое стекло), обладающее щелочными свой­ствами.

Большинство материалов, покрываемых красками, относятся нейтрально к ним. Таковыми являются холст, дерево, картон и пр., нормально загрунтованные; стены же, содержащие известь и цемент и некоторые соли, могут изменить краски; бумага, со­держащая квасцы, также изменяет некоторые краски.

Краски имеют различную способность крыть. Те из них, которые лучше кроют, называются корпусными, другие же — лессировочными и полулессировочными. Способность крыть, т. е делать невидимым цвет материала, покрываемого хотя бы тон­ким слоем краски, зависит от многих условий.

Этой способностью обладают те из красок, частицы которых сильно отражают свет и потому не позволяют ему проникать в глубину вещества краски и достигать основания, на котором она лежит. Все такие краски в большинстве случаев имеют боль­шой удельный вес, примером чего могут служить хорошо крою­щие свинцовые краски. Краски с малым удельным весом, к ко­торым относятся все органические краски и некоторые минераль­ные, не имеют кроющих способностей. Степень размельчения, а, следовательно, величина зерен их также играет здесь большую роль. Наиболее отвечающей в этом случае величиной зер­на является величина в 1/1000 миллиметра. Краска в таком виде проявляет наибольшую кроющую способность. Кроме того, имеет значение строение краски. Свинцовые белила, со­стоящие из углекислого свинца и водной окиси его, кроют пре­красно, между тем как белила, состоящие из одного углекислого свинца, кроют слабо, хотя удельный вес их и показатель преломления велики. Это различие в кроющих способностях двух названных красок объясняется тем, что углекислый сви­нец и водная окись его различны в оптическом отношении, а внутренняя оптическая неодинаковость является весьма благо­приятным условием для увеличения кроющей силы краски. Так, цинковые белила, содержащие в себе некоторую примесь мела, который отличен в оптическом отношении от цинковых белил, кроют на масле не хуже чистых белил, тогда как мел с маслом совершенно лишен кроющих способностей. Пример этот является лучшим подтверждением сказанного. Лессировочные краски не обладают кроющей способностью. При нанесении толстым слоем они выглядят темными. Теплые краски остаются более прозрач­ными и в толстых слоях; холодные же в этом случае кажутся черными. Полулессировочные краски занимают среднее место между лессировочными и корпусными.

Степень измельчения красок различно отражается на их цвете. Одни из красок выигрывают в цвете при тонком измель­чении, таковы черные краски, окислы железа и марганца (охры и умбры), лазури, отчасти киноварь и ультрамарин; другие же при этом теряют в цвете; примером последнему может служить яркая швейнфуртская зелень, теряющая в цвете при сильном измельчении. Выигрывают в цвете лишь те краски, которые обладают большой цветовой силой. Эта последняя измеряется количеством белил, которое поглощает краска, не теряя своей цветности. Чем больше краска поглощает белил, не теряя своего цвета, тем большей силой обладает она.

Краски одного и того же химического состава могут быть более или менее яркими, что всегда зависит от строения зерен их: различная величина зерен краски уменьшает ее яркость, одинаковость же зерен увеличивает ее.

Многие из красок ядовиты. На первом месте в этом отноше­нии стоят мышьяковые и свинцовые краски, почему и необходи­ма осторожность при обращении с порошками названных красок: следует избегать вдыхания их мелкой пыли, а также привычки брать кисти в рот при работе акварелью. Мышьяковые краски представляют опасность и при внутренних окрасках здания, если они производятся на клею.

Краски группируются (классифицируются) по различным своим признакам: признакам состава, цвета, происхождения, производства и т. д.

По своему составу краски могут быть разделены на два боль­ших отдела: 1. Краски минеральные (неорганические). 2. Краски органические.

Минеральные краски в свою очередь делятся на:

I. Минеральные краски натурального про­исхождения.

Сюда относятся: натуральный ультрамарин, горная киноварь, охры, болюсы, умбры, сиенны и другие природные продукты.

II. Искусственные минеральные краски.

К этой группе красок относятся краски искусственного про­исхождения, представляющие окиси тяжелых металлов, соли раз­личного происхождения и др. Они получаются прокаливанием различных веществ, т. е. сухим способом, и осаждением различ­ных растворов, т. е. мокрым способом. Некоторые из красок полу­чаются и тем и другим способами (такова, например, киноварь), другие лишь одним из названных способов. Замечено, что кра­ски, получающиеся сухим способом, представляют большую прочность, нежели краски, получаемые мокрым способом.

Органические краски подразделяются на:

III. Натуральные органические краски.

Сюда относятся: экстракты растительных и животных кра­сильных начал, «краски-лаки», содержащие органическое кра­сильное начало, закрепленное на минеральном или ином основа­нии.

IV. Искусственные органические краски.

Исходным началом этих красок является каменноугольный деготь. Очень немногие из них имеют применение в живописи.

При описании и изложении свойств отдельных красок в со­чинениях о красках, особенно предназначаемых для живописцев, рассматривающих красочный материал с точки зрения своей спе­циальности, принято группировать их по признакам цвета. Такое подразделение красок имеет, однако, свою неблагоприятную сто­рону, так как в этом случае в одну группу соединяются часто краски, ничего между собой общего, кроме цвета, не имеющие, почему картина описания происхождения красок и их свойств не получает надлежащей яркости, чем затрудняется и усвоение предмета. Между тем знание свойств красок имеет для живо­писцев первостепенное значение. Вот почему автор настоящего труда предпочел при распределении красок по группам придер­живаться других их признаков.

Имея постоянную практику с красками, нельзя не заметить, что многие их характерные свойства зависят всецело от того, из какого материала они добыты. Так, краски минерального проис­хождения по многим своим свойствам (устойчивостью к свету, способностью крыть, цветом и пр.) весьма отличаются от красок органического происхождения.

Минеральные краски, получаемые из различных материалов, по своим свойствам и внешности также отличаются друг от дру­га. Так, краски, получаемые из свинца и его соединений, сильно отличаются, например, от красок известкового происхождения, другими словами, каждый материал придает краскам, добывае­мым из него, свои особые индивидуальные свойства.

Некоторые из красок в этом отношении особенно типичны, например, свинцовые; они наследуют даже все характерные свойства свинца: ядовитость, большой удельный вес, вязкое строение (корпусность). Самый цвет красок часто характерен для материала, из которого они добыты: зеленые окиси хрома для опытного живописца не могут быть подменены медными или растительными красками; происхождение анилиновых и вообще органических искусственных красок всегда узнается уже по са­мому цвету их.

Таким образом, группировка красок по их исходному мате­риалу предпочтительней во многих отношениях группировки по цветам, и потому в настоящем труде о красках последние разде­ляются на свинцовые, медные, кобальтовые и т. д. Такого рода группировка красок при изложении описания их даст возмож­ность делать общие групповые характеристики, что избавляет от излишних повторений и потому позволяет более кратко из­ложить предмет, не причиняя тем ущерба полноте изложения, и дает вместе с тем возможность облегчить усвоение предмета.

studfiles.net

Токсично жить не запретишь: d_serpokrylov

...Из-за одной батарейки, находящейся в шести тоннах мусора, содержание ртути в твердых бытовых отходах превышает предельно допустимую концентрацию, установленную федеральным правительством США......Если вы все-таки не можете использовать всю краску, узнайте, нужна ли она вашим друзьям или соседям. Еще вы можете поинтересоваться в театре, школах, детских садах, узнать, не требуется ли краска для росписи домов и ограждений. Перед тем, как отдать краску, узнайте, содержит ли она ртуть. Если да, то сообщите об этом тому, кому ее передаете, чтобы ее использовали только для наружных работ......Значительные дефекты могут появиться у пресноводных видов рыб в воде, где концентрация масла составляет 0,00031 %, и у морских видов — при концентрации масла всего 0,000001 %! При этом отработанное масло — это ценный ресурс, потому что после специальной обработки, удаляющей загрязняющие вещества, его можно использовать как базовый компонент для производства нового смазочного масла...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ В БЫТУ
Батарейки
Краска
Моторное масло
Батарейки

Хотя батарейки составляют менее 0,25 % объема всех отходов, на их долю приходится более 50 % всех токсичных металлов (по данным из США). В Иркутской области таких подсчетов никто не делал, однако вряд ли ситуация коренным образом отличается в лучшую сторону, скорее наоборот, так как в США есть система сбора батареек и специализированные хранилища, где их можно сохранять в соответствии с требованиями экологической безопасности, принятыми на уровне закона.В последнее время вместо обычных батареек американцы предпочитают покупать аккумуляторные, так как экономически это более выгодно. Ситуация такова, потому что разработаны и приняты такие законы, по которым в стоимость батареек включены затраты на их сбор и специализированное хранение, а аккумуляторы служат долго и окупаются быстро.Батарейки используются повсеместно. Они бывают разные и могут содержать цинк, свинец, щелочь, ртуть, никель, кадмий, серебро и электролит — все это крайне вредно для окружающей среды и здоровья людей.Когда мы покупаем батарейки, мы не знаем, какие токсичные вещества в них содержатся, так как ни на батарейках, ни на их упаковках о составе практически ничего не сказано. Правда, иногда указывается, что там не содержится ртути и кадмия (это зависит от производителя и от законодательства той страны, где батарейка выпущена). Нужно требовать от производителей и торговли предоставления информации о наличии токсичных веществ в составе батареек.

Если батарейки потекут или взорвутся, химические вещества, содержащиеся в них, могут вызвать внутренние и поверхностные ожоги и раздражение кожи у ничего не подозревающих жертв. Существует две основные причины, по которым батарейки могут взрываться:1) если сделана попытка зарядить батарейки, не подлежащие подзарядке, внутри батарейки могут накопиться газы, и батарейка взорвется;2) батарейки также могут взорваться, если попадают в огонь (в костре, в мусорном контейнере, если подожгут мусор).Сжатые или проколотые батарейки могут потечь.На свалке содержимое батареек попадает в грунтовые воды или воздух (если свалка горит). Тяжелые металлы (содержащиеся в батарейках серебро, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк) имеют свойство накапливаться и концентрироваться в живых организмах, в том числе и в людях, поэтому опасно даже небольшое их количество. Вот один пример: из-за одной батарейки, находящейся в шести тоннах мусора, содержание ртути в твердых бытовых отходах превышает предельно допустимую концентрацию, установленную федеральным правительством США.В Иркутске, как и в других городах России, все батарейки вливаются в общий поток отходов, и в результате оказываются на городской свалке, где все вредные вещества проникают в грунтовые воды или в воздух, если свалка горит.

В Иркутской области и в близлежащих регионах батарейки не перерабатывают. В качестве решения можно предложить следующее.

  1. Покупайте технику, которая не требует использования батареек (работает от сети, от ручного завода, как, например, часы, или использует световую энергию (калькуляторы).
  2. Используйте перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки.
  3. Покупайте батарейки с указанием “без ртути”, “без кадмия”.
  4. Конечно, нужно было бы отделять батарейки от остального мусора и помещать в специально оборудованное хранилище, где они без вреда для окружающей среды хранились бы до тех пор, пока не будет найдено решение проблемы или пока их не отправят на переработку в другой регион, когда их накопится достаточное количество. Но, к сожалению, государство плохо обеспечивает наше право на безопасную среду, и таких хранилищ пока нет. Поэтому нужно требовать от местных администраций организации системы сбора и безопасного хранения бытовых токсичных отходов, в том числе батареек.

Меры предосторожности: не давать батарейки детям. Ни при каких обстоятельствах не берите батарейки в рот. Они скользкие и их легко можно проглотить.

Хранение: хранить вдали от открытого огня, в местах, недоступных для детей.ПОМНИТЕ, что батарейки опасны, если нарушена герметичность их оболочки.В наших условиях лучше собирать батарейки в пустые толстостенные пластиковые бутылки из-под шампуня с плотно завинчивающейся крышкой. Необходимо как можно лучше их изолировать от контактов с окружающей средой. Но если такая бутылка окажется в горящем контейнере — ваши усилия окажутся напрасными. Предлагаем вам организовать и провести опрос работников торговли и производителей, чтобы выяснить, какие батарейки имеются в продаже и какую опасность они представляют для окружающей среды. Эта информация поможет вам организовать обсуждение этого вопроса по месту вашего жительства, сделать правильный выбор при покупке батареек, обосновать необходимость организации отдельного сбора отслуживших свой срок батареек и их изоляции от окружающей среды.

(Материал подготовлен с использованием информации web-сайта Агентства по защите окружающей среды США http://www.epa.gov , а также докладов на семинаре “Токсичные отходы: проблемы и пути решения”).

КРАСКИ

Краска — обычный продукт, который есть в каждом доме и который становится опасным отходом, если неправильно хранится или выбрасывается. Вот информация, которая поможет вам принять решение о том, как избежать вреда для здоровья и окружающей среды при использовании, хранении и выбрасывании красок.

Состав красок и их опасность Большинство красок состоят из четырех компонентов: смола, растворитель, пигмент и добавки. Чтобы определить, какие составные части краски опасны, попросите данные о безопасности компонентов краски у продавца, когда ее покупаете.

Смола является главным ингредиентом и формирует слой или пленку на окрашиваемой поверхности. Этот типичный неопасный компонент включает льняные, акриловые или другие синтетические смолы.

Растворитель сохраняет краску в жидкой форме до тех пор, пока не испарится с окрашенной поверхности. Растворитель в масляных красках делается из определенных фракций при перегонке нефти и может включать такие опасные компоненты, как минеральные спирты, толуол и ксилен. Растворитель в водоэмульсионной краске — вода.

Пигменты придают цвет и непрозрачность, то есть обеспечивают покрывающую способность. Сейчас в основном используются следующие пигменты: оксид титана, оксид железа, сульфат кальция, глина или силикаты. Эти пигменты относительно нетоксичны. Некоторые ярко окрашенные пигменты могут содержать такие тяжелые металлы, как хром, кадмий или мышьяк.

В США запрещено использование свинца в красках с 1977 года. Так как свинец — тяжелый металл, он токсичен. Поэтому в США не рекомендуется использовать краску, изготовленную до 1977 года. Граждане США могут выяснить, содержат ли свинец покрашенные поверхности в их домах, связавшись с местным отделением департамента здоровья или с подрядчиком, который отвечает за удаление свинцовой краски.

Краска также может содержать добавки. Некоторые из них — стабилизаторы, которые предотвращают ухудшение состояния краски в банке, сиккативы (специальные вещества, которые помогают образованию пленки), загустители, облегчающие использование, и консерванты, которые ингибируют рост грибков. Добавки бывают различными по составу, от безопасных до опасных.

В некоторые водоэмульсионные краски добавляют консервант, содержащий ртуть. Ртуть является тяжелым металлом и очень токсична. Краски, содержащие ртуть, произведенные в США после августа 1990 года, должны быть помечены “только для наружных работ”. С августа 1991 года Агентство защиты окружающей среды США запретило использовать ртуть во всех выпускаемых красках. Национальная ассоциация производителей красок (The National Paint and Coatings Association) добровольно подчинилась этим указаниям. (Граждане США могут выяснить, содержит ли их водоэмульсионная краска ртуть, обратившись в Национальную телекоммуникационную сеть по пестицидам.)

Как определить, можно ли использовать долго хранившуюся краску Если краска станет гомогенной при перемешивании, то, по всей видимости, ее можно использовать. Масляные краски можно использовать в течение 15 лет. Водоэмульсионная краска сохраняет годность, если ей меньше 10 лет и она не была несколько раз заморожена и оттаяна.Лучший способ определить годность водоэмульсионной краски после замораживания — нанести ее на газету. Если появятся комки — краска потеряла годность.

Как сохранить краску

  • Храните банки с краской плотно закрытыми вверх дном, чтобы она могла образовать пломбу вокруг крышки.
  • Храните банки с краской в сухом, не промерзающем месте.
  • Храните банки с краской подальше от источников искр и пламени.
  • Что делать с оставшейся после использования краской
  • Покупайте ровно столько краски, сколько вам необходимо.
  • Проконсультируйтесь с продавцом, чтобы определить площадь поверхности и количество необходимой краски.
  • Используйте всю оставшуюся краску. Покрасьте поверхность еще один раз, пока не израсходуете всю краску, покрасьте будку для собаки или другие маленькие предметы или используйте ее в качестве первого слоя для другой работы.
  • Если вы все-таки не можете использовать всю краску, узнайте, нужна ли она вашим друзьям или соседям. Еще вы можете поинтересоваться в театре, школах, детских садах, узнать, не требуется ли краска для росписи домов и ограждений. Перед тем, как отдать краску, узнайте, содержит ли она ртуть. Если да, то сообщите об этом тому, кому ее передаете, чтобы ее использовали только для наружных работ.
  • Ваше сообщество, возможно, организует обмен краской. Если нет, организуйте такой обмен между членами клубов, сервисных организаций или в других группах. Не забывайте сообщать, содержит ли водоэмульсионная краска ртуть, чтобы ее использовали только для наружных работ. Возьмите за правило хотя бы часть краски передавать в исходной емкости с этикеткой.Что делать с краской, которую нельзя использовать
  • Никогда не выбрасывайте жидкую краску в мусор и не выливайте ее в канализацию до тех пор, пока не получите инструкцию от местных властей, отвечающих за отходы. Такое избавление от красок может привести к загрязнению водоемов и окружающей среды.
  • Принесите краску на место сбора токсичных бытовых отходов. Это лучший выбор для краски, которую нельзя использовать. Если в вашем сообществе нет такого места, попросите вашу администрацию его организовать.
  • И в крайнем случае высушите остаток краски. Если краска одоэмульсионная, можете воспользоваться инструкцией, приведенной ниже, а затем выбросить краску с мусором.
  • Из-за того, что высыхание масляной краски приводит к увеличению риска для здоровья, свяжитесь с местной администрацией, чтобы выяснить, какие методы более безопасны.

Как сделать краску твердой

Предупреждение: этот метод может быть опасен для здоровья и окружающей среды, если не следовать в точности этой инструкции.

Необходимые материалы:

  • защитные перчатки,
  • ведро или прочная картонная коробка,
  • палка для размешивания,
  • негорючий абсорбент, например, наполнитель для кошачьего туалета на основе глины.

Предупреждение: не используйте в качестве абсорбента бумагу, так как она может случайно воспламениться.

Требования по безопасности. Работа должна проводиться в хорошо вентилируемом помещении, недоступном для детей и домашних животных, не внутри дома и не в подвале. Если вы почувствуете головокружение или тошноту во время работы с краской, прервитесь и выйдите на свежий воздух.Не проводите работу в гараже или сарае, где есть приборы с индикаторами, ведется сварка, горит свет, где есть электрическая гаражная дверь — словом, где есть какая-то возможность появления искры или огня. Летучие, реактивные или воспламеняемые химикаты могут взорваться или стать причиной пожара.Не курите и не пейте алкогольные напитки во время работы. Избегайте вдыхания паров. Вдыхаете ли вы их, вы легко определите по запаху. Наденьте защитные перчатки, чтобы избежать контакта краски с кожей.

Порядок работы Чтобы перевести в твердое состояние небольшое количество краски, например, несколько сантиметров на дне банки, просто снимите крышку, добавьте негорючий абсорбент и перемешивайте до тех пор, пока жидкость не впитается. Когда краска затвердеет, поместите банку с краской и абсорбентом в мешок для мусора, тщательно его закройте и выбросите в мусорный контейнер, предназначенный для вывоза на полигон.В случае большого количества краски перемешайте абсорбент с краской в ведре или прочной картонной коробке. Вам будет легче, если вы положите небольшое количество абсорбента на дно емкости, а краску будете добавлять постепенно, помешивая. Добавляйте по очереди абсорбент и краску, не прекращая перемешивания.Конечный продукт по текстуре должен быть похож на абсорбент. Когда краска затвердеет, поместите емкость с ней в мешок для мусора, тщательно закройте и выбросите в мусорный контейнер, предназначенный для вывоза на полигон.Как выбрасывать краску в аэрозольных флаконахЕсли банка содержит оставшийся продукт, краску надо использовать в точном соответствии с указанием на этикетке. Если флакон не работает или краска не может быть использована, храните ее в безопасном месте до того, как появится возможность избавиться от опасных бытовых отходов.Если распылитель от краски пуст, его можно выбросить в мусор. Узнайте в местной администрации, проводится ли в вашем сообществе сбор на переработку аэрозольных флаконов, или можно ли выбросить этот флакон в мусор.

Как выбросить пустые банки от краскиСнимите крышку с банки, чтобы сборщик мусора видел, что она пустая. Поместите пустые банки и крышки рядом с вашим мусором или сверху него.

Источник: Waste Management publication WM6001 — Reviewed October 1, 1993 г.Что такое отработанное масло?

МОТОРНОЕ МАСЛО

Отработанное масло часто определяют как “любое масло, выработанное из сырой нефти или синтетическое, которое уже использовали и в результате такого использования оно загрязнено физическими или химическими примесями” (АЗОС США). Это относится как к маслам, используемым в качестве гидравлической жидкости, так и к маслам для смазки автомобилей и прочей техники, для охлаждения двигателей или других промышленных процессов. Масла, используемые для этих целей, могут засориться физическими материалами (такими, как металлические частицы двигателя, которые образуются в результате его изнашивания) или химическими загрязнителями (такими, как продукты сгорания бензина, например, толуол).Тот тип отработанного масла, с которым обычно имеют дело автосервисы, автозаправочные станции, пункты по замене масла, автопарки, центры сбора отработанного масла у частных автовладельцев и розничные торговцы — это смазочное масло, которое сливается из картера двигателей автомобилей и грузовиков.Свойства моторного масла изменяются при его использовании по четырем основным причинам.— Разрушение соединений и другие составляющих масла под воздействием тепла двигателя. В результате этого в масле появляются кислоты и другие вещества.— Грязь, пыль и ржавчина могут попасть в картер двигателя и оттуда в масло. Частицы металлической пыли из двигателя могут попасть и непосредственно в масло.— Выхлопные газы двигателя могут проникнуть сквозь уплотнительные кольца поршня в масло. Эти выхлопы загрязняют масло бензином и продуктами сгорания бензина.— Во время работы двигателя в масло могут протечь жидкости, такие, как вода и антифриз.Отработанное моторное масло отличается от первичного (только что произведенного и не использовавшегося) моторного масла по нескольким параметрам. Наиболее важно, что в отработанном моторном масле: (Mueller Associates, 1989):— большее количество воды и осадка, чем в первичных маслах;— относительно высокий уровень ароматических полициклических углеводородов, таких, как бенз(а)пирен;— относительно высокий уровень металлов, таких, как алюминий и свинец.Поскольку отработанное масло, смешанное с опасными отходами, увеличивает риск для здоровья человека, очень важно предохранить отработанное масло от загрязнения опасными отходами. Самый надежный способ предотвратить превращение отработанного масла в опасные отходы — никогда не смешивать другие отходы с отработанным маслом.Отработанное масло, которое сливается в почву, может смываться в поверхностные воды с дождем или снегом или может просочиться сквозь почву в грунтовые воды. Отработанное масло, содержащееся в почве, может также испаряться, попадая таким образом в воздух. Загрязняющие вещества, содержащиеся в отработанном масле, которое попадает в воздух путем испарения или сжигания, могут оседать или смываться дождем или тающим снегом в поверхностные воды или в почву. Ясно, что единственный способ быть уверенным, что отработанное масло не загрязнит воду, воздух или почву — это удостовериться, что оно совсем не попало в окружающую среду.

ПРАВДА О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОПАДАНИЯ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Когда отработанное масло сливается в дренажную систему и попадает в очистные сооружения, очень малые концентрации масла в сточных водах (всего лишь от 0,00005 до 0,0001 %) могут нарушить процесс очистки сточных вод.

Пленка отработанного масла на поверхности воды препятствует поступлению в воду кислорода и солнечного света. Это затрудняет процесс фотосинтеза и сокращает жизнь растений и животных, обитающих в воде.

Значительные дефекты могут появиться у пресноводных видов рыб в воде, где концентрация масла составляет 0,00031 %, и у морских видов — при концентрации масла всего 0,000001 %!

Неправильное обращение с отработанным маслом может сказаться на здоровье людей. Большая часть отработанного масла содержит небольшие количества веществ, способных при вдыхании или проглатывании вызвать рак и другие проблемы со здоровьем. Загрязняющие вещества, содержащиеся в отработанном масле, могут попасть в легкие, если масло сжигается с нарушением технологии или при отсутствии средств защиты окружающей среды. Например, в результате сжигания отработанного масла в обогревательных устройствах, не имеющих системы вентиляции, люди могут подвергаться воздействию токсичных загрязнителей, выделяющихся при сгорании. Кроме того, токсичные загрязнители могут выделяться, если температура при сжигании колеблется или недостаточно высока, чтобы разрушить органические химикаты.

Отработанное масло или загрязнители, содержащиеся в нем, можно проглотить, если они попали в источники питьевой воды, а их не выявили и не удалили. Наиболее распространенные пути, по которым отработанное масло или содержащиеся в нем загрязняющие вещества попадают в источники питьевой воды — когда масло сливают в водосточные канавы и оно стекает в поверхностные воды или когда масло выливают прямо на землю и затем оно проникает в грунтовые или поверхностные воды.

Отработанное моторное масло относится ко второму классу опасности отходов, т. е. к высоко опасным отходам по российским нормам.

Отработанное масло — это ценный ресурс, потому что после специальной обработки, удаляющей загрязняющие вещества, его можно использовать как базовый компонент для производства нового смазочного масла. Поскольку первичное масло — ограниченный (невозобновимый) ресурс, очень важно правильно распорядиться отработанным маслом, чтобы его смазочная ценность не была потеряна.

Источник: Environmental Regulations and Technology. Managing Used Motor Oil. — Washington: United States Environmental Protection Agency, 1994.

Отсюда.Там еще много интересного.

d-serpokrylov.livejournal.com

Киноварь. Руда ртути. | Волшебный мир драгоценных камней

Киноварь.Киноварь — минерал средней распространенности, основной и практически единственный промышленный источник ртути. Известен с глубокой древности. Происхождение названия (лат. cinnabari) предположительно связано с созвучным словосочетанием индийского, скифского или персидского происхождения, означающим «кровь дракона».

«Убегающие» капельки ртути трудно поймать, отсюда ее старинное славянское название — «живак». Скрытокристаллические разновидности, содержащие органические и землистые примеси известны как «печенковая руда». Другие синонимы: циннабарит, парагит, обманка ртутная, руда коралловая, ~ кирпичная, ~ шаровая, ~ горючая ртутная.

Состав: сульфид ртути — HgS. Теоретическое содержание Hg — 86,21%. Присутствие посторонних элементов в составе (Se, Te) связано с механическими примесями других минералов. Содержание серы обычно чуть выше теоретического.

Сингония тригональная. Кубическая полиморфная модификация (метациннабарит) встречается значительно реже. Кристаллическая структура киновари похожа на строение обычной каменной соли (галита) и представляет собой искаженную простейшую кубическую решетку, состоящую из бесконечных спиральных цепей S—Hg—S.

Обычно киноварь встречается в виде сплошных, богатых примесями выделений (печенковая руда), отдельных зерен неправильной формы, зернистых агрегатов, налетов. Реже находят хорошо сформированные кристаллы различного облика — ромбоэдрические, таблитчатые, бипирамидальные, столбчатые. Характерны двойники.

Киноварь. Кристаллы-двойники.

Киноварь. Кристаллы-двойники; размер образцов: около 2,5 — 3,5 см. М-ние Никитовское, Украина. © Wendell Wilson

Окраска: ярко-красная, неоднородная коричневато-красная, коричневая до почти черной; иногда наблюдается свинцово-серая побежалость. Степень прозрачности очень различна. Блеск: от металлического до алмазного; у землистых разностей — матовый. Черта: ярко-красная. Показатели преломления: 2,905 — 3,250.

Очень хрупка — при ударе молотком зерна киновари рассыпаются в порошок. Излом: неровный, близкий к раковистому, иногда занозистый. Совершенная спайность в одном направлении. Твердость: 2 — 2,5. Средний удельный вес — 8,1 г/см3. Диамагнетик. Электричество не проводит (или проводит очень плохо).

Разлагается царской водкой и хлором, очень слабо растворяется в нагретой HCl; азотная и серная кислоты на киноварь не действуют. Под паяльной трубкой испаряется без остатка. При нагревании сначала становится коричневой, а при температуре около 250°C — черной. При нагреве в закрытой трубке дает черный возгон, состоящий из кубического HgS (метациннабарита), металлической ртути и налета серы.

При нагреве в открытой трубке (т. е. при контакте с кислородом) образуется металлическая ртуть, мельчайшие капельки которой осаждаются на холодных стенках трубки (по хим. реакции HgS + O2 = Hg + SO2). На этом основаны и промышленные способы ее получения.

Киноварь — самый распространенный минерал ртути. Обычно отлагается из гидротермальных растворов при относительно низких температурах. Образует сплошные массы, прожилки, вкрапления и налеты в трещинах. В большинстве месторождений рудные тела расположены на небольших глубинах и приурочены к сланцам, известнякам, песчаникам, доломитам, кварцитам.

Обычно ассоциирует с антимонитом, пиритом, марказитом, кварцем, кальцитом; реже — с арсенопиритом, реальгаром, самородным золотом, а также с метациннабаритом и другими редкими вторичными минералами ртути. Киноварь довольно устойчива к выветриванию и накапливается в россыпях; иногда разлагается с выделением самородной ртути или переходит в каломель.

В России киноварь добывают на Чукотке (Палянское, Пламенное), в Корякском АО (Тамватней), Саха-Якутии (Звездочка), на востоке Забайкалья (Ильдикан), в Горном Алтае (Акташ).

Самые крупные месторождения мирового значения расположены в Испании (Альмаден), Югославии (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден и Нью-Идрия в Калифорнии). Значимые месторождения есть в Украине — Никитовское в Донбассе, Кыргызстане — Айдаркен (бывш. Хайдаркан), Таджикистане — Джижикрут.

Великолепные кристаллы размером до 7 см поступают из южной части Китая, где их добывают в провинциях Хунань, Гуйчжой и Юньнань.

Минерал киноварь.

Киноварь на кальците. Размер кристалла — около 1 см. Китай. © Wendell Wilson

Находки крупных кристаллов также известны в Австрии (м-ние Эрцберг, Штирия), Италии (Гроссето), США (Орегон, Калифорния).

В Древнем Китае киноварь использовали в качестве красящего пигмента для росписи шкатулок и других сувениров. В Древней Руси она находила применение при росписи икон. Киноварной краской писались заглавные буквы в славянских рукописях XI-XIV веков. Её использовали и для личных печатей — оттиски имели благородный пурпурный цвет и почти не выцветали в течении десятков лет и даже столетий.

Существует более двадцати минералов ртути, однако ее основным и практически единственным источником всегда являлась (и является) киноварь — прочие соединения этого металла очень редки.

Добывать ртуть из киновари просто: можно делать это посредством дистилляции, а можно просто раскалить красные камни в печи, пока они не растрескаются и из них не начнет вытекать ртуть. Вероятно, именно так получали этот металл в глубокой древности.

Ртуть поражала воображение средневековых алхимиков — на ее поверхности плавали любые камни и известные в те времена металлы, кроме золота. Неудивительно, что из ртути пытались «добыть» самый драгоценный из металлов.

Ещё в III тысячелетии до н.э. в Китае соединениями ртути лечили проказу. В средневековых арабских медицинских трактатах киноварь также упоминается, как надежное средство при лечении кожных заболеваний. В начале прошлого века ртутными мазями лечили сифилис.

Общеизвестно, что ртуть является ядом. Об этом прекрасно знали ещё во времена Авиценны. Прием соединений этого металла внутрь, даже в самых малых дозах, приводит к серьезному отравлению. Все лечебные свойства киновари относятся только к наружному применению.

И всё-таки вера в целебную силу таких опасных для организма веществ как ртуть, мышьяк или сера существовала в разные времена и у разных народов. Как древние целители стран Востока, так и европейские алхимики Средневековья часто экспериментировали с ядами, добавляя их не только в эликсиры и снадобья, но и в повседневную пищу. Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло писал о жителях западного побережья Индии (вероятно, о йогах):

«Чудным покажется вам то, что они едят: что оно прибавляет им жизни; чтобы подольше жить, принимают питьё с детства. Кто долго живёт, тот принимает питьё с серой и ртутью».

Говорят, что и в наше время в отдаленных от цивилизации районах стран Юго-Восточной Азии пряники или печенье к праздничному столу по старинным рецептам подкрашивают киноварью или реальгаром (то есть ртутью или мышьяком!).

Киноварь на доломите.

Киноварь на доломите. Размер кристалла — около 1,5 см. Пров. Хунань, Китай. © Wendell Wilson

Из-за низкой твердости киноварь непригодна для использования в ювелирном и камнерезном деле, но ее яркие включения можно обнаружить в ряде цветных камней, которые обрабатывают кабошоном для украшений или используют в мелких камнерезных изделиях: киноварная матка, мирикит (кварц с киноварью), опал, халцедон, кальцит, а также доломиты, листвениты, кварциты, диоритовые порфириты и др. Крупные ярко окрашенные кристаллы киновари подвергают коллекционной огранке. Вес таких камней обычно не превышает 3 карат.

Киноварь имеет сходство с купритом, кермезитом, пруститом, реальгаром, но обычно ее трудно перепутать с другими минералами — она легко определяется по ярко-красной окраске в сочетании с высоким удельным весом и низкой твердостью, а также по поведению под паяльной трубкой (возгоняется без остатка).

У астрологов киноварь — талисман Тельцов.

pro-kamni.ru


Смотрите также