Глава 3. РАЗРУШЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ. Многослойная краска


Многослойные лакокрасочные покрытия - Справочник химика 21

    Грунтовка. — это краска или эмаль, которая способна образовывать-покрытие с особо высокой адгезией к металлу. Кроме того, к этому покрытию должны хорошо прилипать другие лакокрасочные материалы, наносимые на него. Отсюда следует, что грунтовка предназначена для формирования первого слоя в многослойном лакокрасочном покрытии. От нее, стало быть, ие требуется, чтобы она давала красивое покрытие. [c.11]     Многослойные лакокрасочные покрытия [c.795]

    Для определения больших сопротивлений, например, многослойных лакокрасочных покрытий, используют метод сравнения измеряемого сопротивления с сопротивлением эталона. В каче стве последнего берут измерительную катушку или точный ма- [c.162]

    В помещениях грануляционной башни стены, потолки, железобетонные балки и стойки защищаются многослойными лакокрасочными покрытиями следующего состава  [c.290]

    Грунтовка — краска или эмаль, которая способна образовывать покрытие с особо высокой адгезионной прочностью. К покрытию из грунтовки лучше, чем к субстрату, прилипают лакокрасочные материалы. Отсюда следует, что грунтовка предназначена для формирования первого слоя в многослойном лакокрасочном покрытии. От нее, следовательно, не требуется, чтобы она была красивой. [c.12]

    Поскольку диффузия воды сквозь многослойное лакокрасочное покрытие затруднена, то пассивирующие пигменты целесообразно вводить только в грунтовки. [c.76]

    Поверхности, обработанные модификаторами ржавчины, загрунтовывают грунтовками ГФ-021 или ГФ-0119, затем при необходимости проводят шпатлевание, а потом окрашивание. Если есть возможность, то лучше не шпатлевать, так как слой шпатлевки может быть самым уязвимым, самым быстро выходящим из строя элементом многослойного лакокрасочного покрытия. [c.109]

    Фосфатирование химическое ускоренное часто называют бондеризацией. Процесс предназначается для обработки главным образом стальных изделий, подвергающихся в дальнейшем многослойному лакокрасочному покрытию. В этом случае фосфатная пленка на металле выполняет роль грунта для такого покрытия. [c.224]

    Свинец обладает высокой коррозионной стойкостью на воздухе, образуя на поверхности слой углекислого свинца (а промышленной атмос ре — слой сернокислого свинца) интенсивно корродирует в дистиллированной воде, мягкой воде и в конденсатах, содержащих углекислоту. Из-за плохой адгезии лакокрасочных покрытий к свинцу поверхность его зачищают абразивной шкуркой. Многослойное лакокрасочное покрытие необходимо при эксплуатации в атмосфере. [c.197]

    Примерный режим получения однослойного и многослойного лакокрасочного покрытия на подложке [c.177]

    Адгезия шпатлевок к металлу обычно значительно хуже, чем грунтовок, и поэтому их наносят по слою грунтовки. Исключение составляют эпоксидные шпатлевки, которые можно наносить непосредственно на металл. Шпатлевка должна наноситься толщиной не более 0,5 мм. При большей толщине шпатлевки процесс высыхания происходит неравномерно и слой шпатлевки растрескивается, что приводит к отслаиванию всего окрасочного слоя. Общая толщина шпатлевочных слоев должна быть не более 2 мм. Следующий слой шпатлевки наносится только по высушенному предыдущему слою. После шпатлевания осуществляют шлифование (сглаживание последнего слоя шпатлевки или вообще промежуточного слоя многослойных лакокрасочных покрытий). Шлифованию обычно подвергаются только сплошная или выправочная шпатлевки местная шпатлевка не шлифуется. [c.108]

    В процессе эксплуатации автомобиля поверхность кузова подвергается резким изменениям температуры. Вследствие различных коэффициентов расширения металла кузова и многослойного лакокрасочного покрытия в последнем возникают внутренние напряжения, приводшцке к появлению микротрещин. Микротрещины понижают блеск покрытий, в них скапливаются грязь и влага. Постепенно трещины увеличиваются и достигают поверхности металла. Начинается коррозия металла и разрушение кузова автомобиля. Происходят и другие старения. Разрушается верхний слой пленкообразования и на поверхности покрытия проступают частицы пигмента, т.е. происходит меле-ние. Покрытие становится матовым и белесым. Этот процесс можно замедлить применением средства по уходу за кузовами автомобилей, в частности автополироля. [c.59]

    Фосфатирование химическое ускофенн ое (бондеризация) предназначается для обработки главным образом таких железных изделий, которые в дальнейшем подвергаются многослойному лакокрасочному покрытию. В этом случае фосфатная пленка на поверхности изделия выполняет роль грунта для лакокрасочного покрытия. Химическое ускоренное фосфатирование осуществляется в растворе смеси фосфатов марганца и железа с добавкой ускорителя, например KNO3, вводи мого в ванну до 20% от веса загружаемых в ванну фосфатов металлов и Си(N03)2 (0,03—0,1%). Продолжительность процесса бондеризацин 5—15 мин. [c.347]

    Многослойное лакокрасочное покрытие представляет собой своеобразный комбинированный (и одновременно адгезирован-ный). пленочный материал, которому присущ так называемый эффект комбинационного упрочнения. Этот эффект зaкv ю aeт я в том, что значение удельной прочности двух- и многослойного материала при прочих равных условиях превышает удельную прочность однослойного материала. Количественно оно может быть оценено коэффициентом композиционного упрочнения Л упр  [c.51]

    Углеводородная смазка ПВК используется дяя защиты от коррозии металлоконструкций на предприятиях химической щюмЁШлен-ности взамен многослойных лакокрасочных покрытий [I]. [c.95]

chem21.info

Пишем малинку. "Теория одной краски" – Ярмарка Мастеров

Сразу приношу свои извинения, за некачественную передачу в цвете различных фотографий. Из за определенных условий, они снимались на различную фототехнику. Изначально, вообще на телефон "Nokia 3310"

Это не научный трактат о теории цвета, и не мастер класс "Как за час малинку написать",а всего лишь, очередной эксперимент в моей живописи.

Как за час малинку написать? в моем случае — никак.

Многие художники сталкивались с такой проблемой, как потемнение живописи по прошествии времени. Одна из причин, это несовместимость многих красок между собой по химическому составу. Так же, не успев написать полотно за один сеанс, приходится возвращаться к нему повторно и бывает затруднительно намешать цвет, который был в предыдущем сеансе (ну если только художник не составил этот цвет в достаточном количестве и не сохранил его в закрытой емкости). Так, как моя живопись состоит из многих слоев и сеансов, я так же сталкивался с этими проблемами, пока не вывел для себя теорию одной краски.

Каждый предмет имеет определенный цвет, который во взаимодействии со светом и окружающей средой содержит множество оттенков. Как, получить эти оттенки не смешивая краску на палитре, использовать чистые цвета из тюбиков, я покажу на примере картинки "Ягода малина, нас к себе манила"...

Я затонировал холст умброй жженой и немножко обозначил тень на ягодках.

многослойная живопись

лессировка

Умбра жженая с растворителем высохла уже через два дня.

Палитра, которая использовалась в этой картинке: Травяная зеленая, Кадмий красный светлый, Кадмий лимонный. Это три краски. Одна краска — Белила титановые — белая.

натюрморт

Получается четыре краски. А как же название "Теория одной краски"? Не буду спешить с ответом. Сначала, замазал фон одной краской, травяной зеленой. Прямо на холсте, что бы сбить однородность фона,  подмешал белила.

пейзаж

Так же, одним цветом, кадмием красным, намазал ягодки дальнего плана. Веточка, которая держит малинку, в света добавлен кадмий лимонный. Никакие из этих красок не смешиваются на палитре, растушевываются прямо на поверхности холста. Некоторые детальки упускаю, потому что они делались хаотично и большого значения для данной темы не имеют.

малина

гранат

Фон это лишь декоративное оформление, поэтому особой прописки не будет.

Я уже говорил, что каждый предмет имеет определенный цвет. Какой цвет у малины? Скажу так — малиновый. Вот "ешкин кот", а какой тогда цвет у яблока — яблочный? Вообще ничего не понимаю... Глядя на малинку, начинаю разбираться. Малиновый цвет, ну точно не желтый и не синий. Он больше относится к красному. В тени, как бы темно красный, на свету он светлее. И что самое интересное, в этом красном цвете множество оттенков: и синие и фиолетовые...  В общем, если все эти цвета, для оттенков мешать на палитре, (не знаю как у кого) у меня непременно получится грязь. Да и смешение, разных по химии красок, вредно для окончательного результата. Вот я и включаю свою "теорию одного цвета". Беру самую светлую краску из красных - Кадмий красный светлый и для высветления её — белила.

фрукты

Этой краской, закрашиваю все ягодки. В тенИ, чистым кадмием красным , в светах, добавляю белил. Кстати, коричневая подложка, сыграло свою роль. В тенИ ягоды, кадмий, как бы насыщался коричневым цветом из подложки и становился чуточку темнее.  Недозрелая, зеленая малинка, писалась аналогично, только вместо красной — травяная зеленая краска. Кроме белил, никакие цветные смеси не подмешиваются. Кстати, есть таблицы смешивания красок. По большому счету, практически все плохо взаимодействуют между собой, но белила титановые, в этом списке не стоят. Значит, ими можно работать по любому цвету. Оговорка: На моем опыте, мне не понравилось взаимодействие этих белил с Краплаками, Индийской желтой и Синей ФЦ.  Во всех случаях, при физическом смешении на палитре эти краски, как бы "съедали" белила через какое то время.

ягоды

масляные краски

старинная живопись

подмалевок

краплак

Если не придираться к оттенкам малины, уже на этом этапе, она похожа сама на себя, написанная, всего лишь одной красной краской.

Но я обещал, не смешивая краски на палитре, довести картинку до приемлемого результата. Цвет малины, светлее окончательного варианта, это является подложкой, для дальнейших лессировок, которые уплотнят и насытят красный цвет. Сушил этот слой примерно недельки две. Травяная зеленая, кадмий и белила сохнут долго. Кадмиевые краски уникальны по своей яркости и светостойкости, мне это нравится. Единственный минус, они долго сохнут. Я где то читал, или слышал, что кадмий красный, до полного своего окаменевания, сохнет восемьдесят лет. Может, байка, может правда — не знаю.

Второй сеанс, немножко уплотнил фон Травяной зеленой и Кобальтом синим с белилами. Подчеркиваю, фону я не уделял особого внимания.

Для приглушения резкости  и мазков, все растушовывается мягкой кистью. В дальнейшем, лессировка лучше ляжет на гладкую поверхность.

После небольшой возни с фоном, начинается, что? —Правильно... "Малина, нас к себе манила"...

Беру две прозрачные краски, которые  в принципе предназначены для лессировки. Это Краплаки — красный прочный (он потемнее) и розовый прочный (посветлее). Эти краски, прекрасны в своем чистом виде. Любой из этих красок, можно сделать лессировку. Я выбрал краплак красный прочный.

Краплаком красным полностью закрашиваю малинки.

Зеленую ягодку, прохожу Травяной зеленой — она тоже прозрачная. Про эту краску ничего плохого, пока сказать не могу. С начала её использования, пока она меня не разочаровала. И в смесях и в лессировках ведет себя прилично. Грязи не замечал. Пастозно кроет классно.

После покрытия этой краской... Почему я говорю порытия? Потому что никакие детали не выписывались, а именно покрывалась вся поверхность ягоды. Краска прозрачная и через неё просвечивает  первоначальный рисунок. Только выбеленные  места становятся розовыми, а кадмий красный уплотняется в цвете, но так же просвечивает сквозь краплак. И заметьте, появились какие то дополнительные оттенки, типа синих фиолетовых. Это не случайно. Краплак находится между синим и красным цветом в цветовом круге. В нем уже, как бы присутствуют и фиолетовый и синий и красный и наверно черный в зависимости от насыщенности. В химию я не полезу, т. к. не особый её знаток. Но то, что я вижу в результате, то и говорю.

По идее, эту лессировку, нужно просушить и после продолжить. Я уже говорил, что краплак нежелательно смешивать ни с чем и даже с белилами. Только мне-ж, невтерпеж... Я прямо по краплачной лессировке усилил чистыми белилами рисунок и светлые места ягод.

После покрытия этой краской... Почему я говорю порытия? Потому что никакие детали не выписывались, а именно покрывалась вся поверхность ягоды. Краска прозрачная и через неё просвечивает  первоначальный рисунок. Только выбеленные  места становятся розовыми, а кадмий красный уплотняется в цвете, но так же просвечивает сквозь краплак. И заметьте, появились какие то дополнительные оттенки, типа синих фиолетовых. Это не случайно. Краплак находится между синим и красным цветом в цветовом круге. В нем уже, как бы присутствуют и фиолетовый и синий и красный и наверно черный в зависимости от насыщенности. В химию я не полезу, т. к. не особый её знаток. Но то, что я вижу в результате, то и говорю.

По идее, эту лессировку, нужно просушить и после продолжить. Я уже говорил, что краплак нежелательно смешивать ни с чем и даже с белилами. Только мне-ж невтерпеж... Я прямо по краплачной лессировке усилил чистыми белилами рисунок и светлые места ягод.

Через недельку просушки этого этапа, можно было приступить к завершающей лессировки ягод. А можно было и так оставить, вроде похожа на малину. Только мой  "зоркий глаз" и пытливый ум решили добавить больше света. Одной краской, чистыми белилами, я разбелил светлые места с бликами, убив при этом "двух зайцев", это, дал больше света и прописал махровость малинки. Ведь малина не гладкая, как скажем виноград. В дальнейшем вся эта белизна исчезнет, под слоем лессировки.

Так же просушил эту белильную прописку недельки полторы — две.

Теперь, чтобы убрать перебеленность  ягод, я взял уже Краплак розовый прочный. Эта краска немного теплее, чем краплак красный, которым я лессировал в предыдущем сеансе.

Так же, как в предыдущем сеансе, покрываю всю поверхность ягод малины этой краской. Все светлые места, в особенности рефлексы, становятся синевато-розовыми и, как бы немножко светятся. А темные места, в собственной тени еще больше уплотняются. Так же просушиваю слой недельки полторы.

Завершающий сеанс длился совсем не долго, часика два с "перекурчиками."

Работа велась белилами, в которые был подмешан кадмий желтый. Этой смесью, я просто усилил блики. Вокруг бликов, я дал немного синевы — это кобальт синий, так же на белилах.

Дорисовал усики на малине.

На этом я с малиной закончил. Присмотрелся и чего то мне не хватило в композиции. А именно какого то более теплого пятнышка. Я решил нарисовать осу, которая постоянно летает в малиннике и мешает нам собирать ягоды. Того и гляди ужалит.

Осу я конкретно нарисовал без всяких лессировок.

Это финал картинки "Ягода малина, нас к себе манила"

Пока просыхали слои этой работы, я параллельно писал картинку "Гранат ". Абсолютно так же, по "Теории одной краски."

Сначала кадмий красный в чистом виде или с белилами.

Затем, Краплак розовый прочный.

Темные места зёрен, это Краплак фиолетовый прочный. Блики - Кобальт синий на белилах.

Вывод: Чтобы не получать грязи при смешивании вышеназванных красок на палитре, лучше разделять их на слои и накладывать одним, чистым цветом. Тем самым избавляемся от плохого химического воздействия друг на друга. Получаем глубину и насыщенность цвета. Этот прием используется в акварельной живописи, от светлого к темному. Единственный минус, а может и плюс, это терпение. Такой подход к живописи, моё терпение развивает.

Желаю всем удачи в освоении живописи.

Есть видео с более подробным повествованием.

www.livemaster.ru

Многослойное окрашивание волос | Женский журнал Менина.Ру

Насыщенный цвет прядей в сочетании с вашим основным цветом волос способен сделать вас настоящей звездой. Классные варианты многослойного окрашивания, предлагаемые в этом сезоне, заставляют публику вздыхать в восхищении от сочетания таких крайностей, как суперсветлых и ярких тонов, а также глубоких, темных красок. Подготовьтесь к стильному перевоплощению, и сделайте себе очаровательное секционное и многослойное колорирование. Закрепите краску специальными средствами, и не забудьте о регулярном освежении окрашенных прядей, тогда вы будете выглядеть безупречно.

Многослойное окрашивание волосОттенки волос в этом сезоне совсем не знают границ благодаря самым последним, революционным техникам окрашивания. Те, кто хотел бы сделать себе яркое, гламурное окрашивание, актуальное в этом осенне-зимнем сезоне, должны быть готовы к радикальным изменениям. Многоцветное многослойное окрашивание предлагает сочетать несколько оттенков с одним базовым цветом. При этом, чтобы получить новую модную прическу, не обязательно красить все волосы. Вместо этого положитесь на силу секционного колорирования, грамотно нанесенного на пряди. Взгляните на некоторые варианты причесок, которые помогут вам определиться с прической вашей мечты – их стоит взять на заметку перед посещением салона красоты.

• Если вам не слишком нравятся яркие краски для волос, не стоит расширять цветовую палитру. Вместо этого лучше ограничьтесь оттенками, близкими к вашему базовому цвету волос. Попросите профессионального стилиста подобрать вам уникальный и эффектный тон, состоящий из двух и более цветов. Добавьте прическе «изюминку» с помощью окрашенных прядей, расположенных в самых неожиданных местах – на нижних слоях или в верхней зоне. Подобные варианты окрашивания демонстрируют нам идеальные примеры единения различных светлых и темных тонов. Если вам нравится подобная прическа, обязательно обратитесь за помощью к профессионалу, который сможет помочь вам в этом вопросе, пользуясь лучшими средства и приборами для укладки.

• Те, кто хотел бы самостоятельно провести процедуру окрашивания, многим рискуют, ведь вероятность ошибки слишком велика. Лучше идите в салон красоты и озвучьте там свое видение идеальной прически, сочетание цветов и моделей стрижки. Помните, что вам придется чаще освежать прическу, особенно, если при окрашивании вы решили выбрать более чем два тона. Не позволяйте отросшим корням портить вашу внешность, а лучше подумайте о простом окрашивании волос, чтобы поддерживать свою неповторимую прическу в безупречном состоянии.

• Независимо от того, брюнетка ли вы или блондинка, многослойное окрашивание способно сотворить чудо с вашей внешностью. Подумайте, может, не стоит ограничиваться натуральными оттенками, а лучше поэкспериментировать с бесконечной цветовой палитрой, которая предлагает множество актуальных цветов, таких, как синий, зеленый или фиолетовый. Не позвольте монотонности разрушить ваш имидж, лучше присмотритесь к предлагаемым вариантам, которые подчеркивают вызывающе яркие оттенки, от неоновых до металлических. Правильное поведение, соответствующее выбранному имиджу – и вы насладитесь шквалом аплодисментов в свой адрес. Конечно, подобные прически требуют помощи профессионального парикмахера, однако вы можете попробовать повторить их и самостоятельно, если у вас уже был опыт окрашивания волос.

• Адаптируйте цвет волос в соответствии с личными предпочтениями, и убедитесь, что у вас хватит смелости и харизмы, чтобы носить такую прическу. Чтобы гарантированно произвести сногсшибательный эффект, сделайте секционное окрашивание передней зоны головы. Нижние слои также идеально подходят для подобного окрашивания, особенно, если вы хотели бы выглядеть более страстно и загадочно. Не бойтесь экспериментировать, это поможет вам подобрать наилучшее сочетание базового цвета и стильных оттенков окрашенных прядей, как показано на приведенных фотографиях. Тщательно спланируйте весь процесс окрашивания, и вы стопроцентно насладитесь восхитительным результатом!

Юлия

menina.ru

Глава 3. РАЗРУШЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ

ДЕФОРМАЦИИ И УТРАТЫ КРАСОЧНОГО СЛОЯ

Кракелюры. Эластичное, медленно сохнущее масло желтка куриного яйца, как правило, не вызывает растрескивания красочного слоя. Последовательная многослойность живописного процесса, тонкость слоев красок, а также особенности просыхания эмульсионного связующего обычно предохраняли живописный слой от растрескивания. Кракелюры в красочном слое произведений желтковой темперной живописи можно видеть иногда на изображениях лиц и тел — тех частей изображений, которые состоят из многих слоев охр и свинцовых белил. Причиной растрескивания здесь является то, что охры содержат с своем составе большое количество каолина (глинозема). При многослойном наложении красок свежий верхний слой краски обезвоживается за счет впитывания воды в нижележащий слой. Быстрее высыхая, верхний слой образует сухую пленку, которая растрескивается, лежа на влажном нижнем слое. Наложение слоя из свинцовых белил на увлажнившиеся охры, также способствует их растрескиванию. В результате получаются мелкие жесткие кракелюры.

Шелушения, отставания и утраты красочного слоя. Шелушения, отставания и утраты красочного слоя появляются там, где он лежит на позолоченной или посеребренной поверхности левкаса. Особенно этим страдают произведения небольшого размера, в которых под живопись золотили всю поверхность левкаса. При золочении фона и нимбов произведений средних и больших размеров (особенно в XIX веке) золото выходило за контуры будущих живописных изображений. В этих местах бывают участки полной утраты красочного слоя. Краски на эмульсионном связующем плохо сцепляются с металлическими поверхностями, красочная пленка легко отстает от поверхности золота и серебра, трескается и скручивается, вследствие чего появляются осыпи живописи с обнажением слоя металла (ил. 49). Отставания и утраты красочного слоя наиболее сильны там, где он наложен пастозно, и менее сильны там, где он тонок (ил. 48).

48. Шелушение красочного слоя. Деталь иконы «Воскресение». Конец XVII в. Музей «Останкино»49. Утраты красочного слоя при сплошном золочении левкаса (особенно в правом верхнем клейме) затонированы коричневой краской. Икона круга Феофана Грека «Четыредесятница». Конец XIV в. ГТГ

Иногда встречаются иконы XVIII— XX веков, написанные на левкасах, содержащих большое количество масла (эти левкасы, как правило, содержат свинцовые белила). Сцепляемость красочного слоя с такой поверхностью грунта слабая, и красочный слой шелушится даже при хорошем состоянии грунта.

Разрушение красочного слоя при разрушении левкаса. Шелушение красочного слоя также наблюдается на произведениях живописи, подвергшихся поражению плесневыми грибами, которые в процессе своей жизнедеятельности ослабили левкас, иногда до стадии его распыления. Пленка красочного слоя на деструктированном левкасе растрескивается. Разъединенные небольшие участки красочного слоя деформируются, скручиваются, образуют жесткие кракелюры. Если вовремя не укрепить левкас, то красочный слой осыпется.

РАЗРУШЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ПРИ ПОНОВЛЕНИЯХ

Так называемые поновления икон в прошлом причиняли красочному слою наибольшие утраты, вплоть до полного его уничтожения.

Старые иконы в лучшем случае прописывали красками поверх копоти и потемневшего защитного покрытия. При этом использовали краски густотертые, чтобы перекрыть черноту поверхности иконы.

Наиболее значительный ущерб живописи причиняли при промывке иконы щелоком. Для этого ее поверхность обрабатывали пастой из киселя с щелоком или раствором щелока в теплой воде. Щелочь разъедала не только олифу, но частично и живопись. У таких икон — выцветшая краска, иногда почти обнажен левкас.

Был и сухой способ удаления наслоений пемзой — спемзовывание. После этого нередко оставались лишь полустертые фрагменты перепутанных слоев первоначальной живописи и поздних записей. Иногда спемзовывали только потемневший слой олифной пленки и частично верхние слои авторского слоя живописи. Затем приступали к возобновлению сюжета красками, непосредственно по остаткам слоя первоначальной живописи. Таким образом при этом способе поновления первоначальной живописи причиняли огромные повреждения, вплоть до почти полного ее уничтожения.

91. Слой записи XVIII в. поверх живописи XIV в. Икона «Богоматерь на престоле». НГМ92. Использование позднейших вставок левкаса и живописи XVIII в. при раскрытии живописи XIV в. методом фрагментаризации на том же произведении

Часто старые произведения не удовлетворяли людей позднейших эпох. В России поновление икон стало обычным к концу XVII века. В XVIII— XIX веках эта тенденция достигла своего апогея одновременно со спадом старых иконописных и художественных традиций. В этот период заново переписываются целые иконостасы. На старых иконах поверх живописи и потемневшей олифы в соответствии с новыми требованиями создавались, по существу, новые произведения на старый сюжет (ил. 91). Как правило, поновления отличаются гораздо более низким художественным уровнем, чем живопись оригинала (ил. 92). Чтобы скрыть плотные темно-коричневые поверхности потемневшей старой защитной пленки, нужно было отказаться от основных приемов иконописной техники, рассчитанной на свечение белого грунта, и использовать густую груботертую краску, дающую плотные толстые слои. До конца XVII века записи исполняли в технике темперной живописи (ил. 78, 87), а с начала XVIII века — преимущественно масляными красками (ил. 96, 99).

78. Произведение в процессе удаления олифной пленки со слоя записей. Икона «Никола поясной». Начало XV в. НГМ87. Полностью раскрытый из-под записей слой живописи начала XV в. и тонирование мест с утраченным красочным слоем по поверхности первоначального левкаса. То же произведение96. Слой сплошной записи XIX в. поверх живописи XVII в. Икона «Введение во храм». Музей изобразительных искусств Карельской АССР99. Раскрытый слой живописи XVII в. иконы «Введение во храм»

Поздние записи отличаются глухим непрозрачным тоном. Даже тонкие поздние прописи по сравнению с первоначальной живописью имеют матовый тусклый оттенок. После поновлений иконы снова покрывали олифой, которая опять темнела. На ней накапливался слой копоти, под которым изображения вновь становились трудноразличимыми.

86. Пробное удаление позднейших записей на иконе «Никола поясной»

Иногда вместо промывки и поновления красками икону покрывали олифой, при этом старая разрушенная поверхность олифной пленки восстанавливалась и изображение как бы прояснялось. Олифа сначала усиливала тона, а затем снова темнела и скрывала живопись под еще более густым и темным слоем. В конце концов получалась довольно толстая непрозрачная корка, поверх которой икону могли еще раз возобновлять красками. На некоторых иконах поэтому оказалось по шести-семи (и даже более) слоев записей (ил. 86, 89). Слои записей при высыхании и естественном старении испытывали сильную усадку. При этом они разрывали слой первоначальной живописи вместе с верхним слоем левкаса — получались глубокие кракелюры. При еще более сильной усадке слои записи коробили растрескавшийся слой левкаса, отчего получались жесткие кракелюры. Усилению деформации способствовал неравномерный режим влажности и температуры, в котором находилась икона (ил. 61, 62).

61. Реставрация произведения с поврежденным левкасом. Фрагмент иконы «Столпник». Конец XVI в. Слева — до реставрации (видны вздутия левкаса с изломами), справа — после реставрации62. Сложные разрушения левкаса. Фрагмент иконы «Троица». XVI в. Музей «Малые Карелы»

При поступлении произведения на реставрацию нужно внимательно осмотреть позднейшие записи и описать их по следующей схеме: цвет, места расположения записей, характер кракелюров красочного слоя первоначальной живописи и слоя записей, отставания и характер шелушения красочного слоя, причины отставания (плохой контакт с поверхностью левкаса или с позолотой, деструкция слоя левкаса), места расположения утрат красочного слоя.

Первоисточник: 

Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986

art-con.ru