IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке. Краски природные


Природные красители или как сделать свою жизнь более здоровой и яркой

Зеленый луг, как чудный сад,Пахуч и свеж в часы рассвета.Красивых, радужных цветовНа нем разбросаны букеты.И. 3. Суриков Изображения на стенах пещер многочисленных животных и сцен из жизни, выполненные сажей, мелом и охрой. Первоначально рисунки создавались с помощью мелко истолченных твердых окрашенных веществ. Растительные краски и сейчас входят в набор красок на палитре художника КОРИЧНЕВЫЙкрепкий кофейный настойкрепкий чайный настойжженка, зверобой БОРДОВО - КОРИЧНЕВЫЙшелуха красного лука ОРАНЖЕВЫЙсок апельсиновой цедрысок мандариновой цедрыжёлтая луковая шелуха ШОКОЛАДНЫЙшоколадкакао порошокжженка с красной краской ЗЕЛЁНАЯсок и листья шпината, листья крапивы ФИОЛЕТОВЫЙцветки фиалок РОЗОВЫЙ И КРАСНЫЙсокмалины клубникиклюквысмородинывишникраснокочанной капусты свеклы СИНИЙлистья краснокочанной капусты, черника, соединение зелёного с жёлтым ЖЁЛТАЯшафран, разведенный в теплой воде, водке или спирте;высушенная молотая лимонная цедра;морковная масса, апельсины, лимоны, куркума, скорлупа грецкого ореха, зверобой

ЦВЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ КРАСНЫЙ Тревожит, возбуждает. РОЗОВЫЙ Вызывает лирическое настроение. ОРАНЖЕВЫЙ Бодрит, вызывает желание действовать. ЖЁЛТЫЙ Поднимает настроение, активизирует мысль. КОРИЧНЕВЫЙ Снижает настроение, в сочетании с серым – подавляет. ЗЕЛЁНЫЙ Успокаивает, умиротворяет. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ КРАСИТЕЛЕЙ ЦЕЛЬ: ПОЛУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ КРАСИТЕЛЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧИ : . Изучить теоретический материал о красителях.Изучить методику извлечения красящего вещества из природного материала.Выбрать растительный природный материал для создания красителей в домашних условиях.Использовать естественные красители для окрашивания хлопчатобумажной ткани и продуктов питания.Создать буклет «Применение естественных красителей в домашних условиях» ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Природное растительное сырье, которое можно использовать для создания природных красителей в домашних условиях

Изучение ранее опубликованных материалов;Практическая работа;Обработка результатов Используют для реставрации старинных картин, икон;Применяют в пищевой, текстильной, фармацевтической и парфюмерной промышленностях;При исследованиях в медицине; МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ КРАСИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОКРАСКИ ТКАНИ ИЗ ПРИРОДНОГО СЫРЬЯ Взять 100г. сырья, измельчить Добавить 1л.теплой воды, оставить сырье на 30- 35 мин. вымачиваться (не рекомендуется использовать жесткую воду) Для более полного извлечения красителя, добавить соды (ч.ложка на 1 литр воды), прокипятить 1,5 ч.

Ткань погрузить в горячий красящий раствор, который постепенно довести до кипения и кипятить 1 ч. Профильтровать раствор через сито Подготовить к окраске ткань (постирать ее в воде) Экстракт слить, дать отстояться РЕЗУЛЬТАТЫ ОКРАШИВАНИЯ КРАСИТЕЛИ (слева направо): 1. подмаренник,2. лук,2. гранат, 4. крапива,5. толокнянка, 6. льнянка,7. зверобой, 8. капуста краснокочанная МЕТОДИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПИЩЕВОГО КРАСИТЕЛЯ ИЗ ПРИРОДНОГО СЫРЬЯ Взять навеску сырья массой 50 г., измельчить или выжать сок, поместить в стакан, добавить 100г. воды (если пигмент растворим в воде) Взять навеску сырья массой 50 г., измельчить, поместить в ёмкость, добавить 100г. масла (если пигмент жирорастворим) ПОЛУЧЕНИЕ КРАСИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТТЕНКОВ из свеклы из кожуры лука ПОЛУЧЕНИЕ КРАСИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТТЕНКОВ из крапивы из зеленого чая ОПАСНЫЕ КРАСИТЕЛИ: Е102, Е110, Е120, Е124КАНЦЕРОГЕННЫЕ: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153МУТАГЕННЫЕ И ГЕНОТОКСИЧНЫЕ: Е104, Е124, Е128.АЛЛЕРГЕННЫЕ: Е131, Е132.НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ АСТМАТИКОВ: Е102, Е107, Е122-Е124, Е155.НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К АСПИРИНУ: Е107, Е110, Е122-Е124, Е155.ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕЧЕНЬ И ПОЧКИ: Е171-Е173. ПИЩЕВЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ, ОПАСНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Е 120 Е 110 Е 122, Е 129 Е 160 НЕКОТОРЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ВРЕДНЫЕ КРАСИТЕЛИ. ВЫВОДЫ :

Рассмотрели историю использования некоторых природных красителейИзучили методику получения красящего вещества из природного материала Выбрали природный материал для получения красителей в домашних условияхПри окрашивании ткани и яиц натуральными красителями мы получили экологически чистые продукты яркой, естественной окраски Красители добавляются к пищевым продуктам и тканям с целью придания окраски и усиления внешней привлекательности. Удешевляя и облегчая их производство, некоторые синтетические красители негативно влияют на здоровье человека.Каждый человек должен владеть информацией о красителях применяемых в пищевой промышленности, должен знать что он ест, заботиться о своём здоровье и здоровье своих близких. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Натуральные красители для волос — лучшие природные средства для окрашивания волос, отзывы

Окрашивание волос натуральными красителями

Миллионы женщин по всему миру ежедневно изменяют собственную внешность, экспериментируя с макияжем, маникюром и прической. Казалось бы, что такой процесс как окрашивание волос является весьма простым занятием, ведь соответствующие краски можно приобрести в любом магазине косметики. Однако многие из предлагаемых продуктов оказывают негативное воздействие на волосы, поскольку содержат в своем составе множество вредных веществ, например аммиак или сильные щелочи. При этом можно добиться желаемого результата, заменив синтетические средства натуральными красителями природного происхождения. Они не только помогут качественно добиться необходимого оттенка волос, но и поспособствуют восстановлению и лечению больных и секущихся локонов.

Подбираем оттенок природного красителя для волос

Для того чтобы результат окрашивания соответствовал изначальным представлениям, следует правильно подобрать краситель в зависимости от тона волос. Ниже описаны основные виды инструментов окрашивания в соответствии с природным цветом локонов.

Для покраски в темный цвет

Чтобы придать волосам более темный оттенок можно использовать такую комбинацию натуральных продуктов, как хна и басма. Насыщенность цвета определяется пропорцией ингредиентов:

природные красители для темных волос

  • шатен – 2 части хны смешиваются с 1,5 частями басмы;
  • чтобы вышел более темный шатен, необходимо соблюсти пропорцию один к одному;
  • черный цвет получится в том случае, если в емкости перемешать одну часть хны и две части басмы.

Также для придания локонам более темного цвета можно применять отвар шалфея, который на какое-то время нужно наносить на корни волос — это позволит закрасить даже седые пряди.

Для получения шоколадного оттенка

Чтобы получить шоколадный цвет различных оттенков можно применять отвары разных трав, таких как листья липы, черный чай или же шелуха лука, но в этом случае волосы обретут более светлый коричневый тон. Насыщенность цвета зависит от степени крепости настоя.

шоколадный оттенок волос

Если провести несколько экспериментов, можно подобрать наиболее подходящий продукт и разводя его водой менять степень концентрированности. Для получения насыщенного шоколадного цвета отлично подойдет настой на измельченной кожуре орехов.

Для русых волос

Получить русый цвет можно при помощи комбинации ревеня и белого вина. Эти ингредиенты позволяют добиться наилучшего результата в преобразовании белых или желтоватых волос в насыщенный светло-русый тон.

натуральные красители для русых волос

Для окрашивания седых волос

Если стоит задача слегка преобразовать белые или седые волосы, добавив им сияния и желтизны, следует промыть их отваром ромашки. Для того же эффекта может подойти смесь из куркумы и корицы, настоянной или разведенной в небольшом количестве воды.

натуральные средства, закрашивающие седину

Если необходимо окрасить локоны в темный, например коричневый, цвет и сделать это наиболее быстро, то нужно смешать между собой классический черный чай, кофе растворимого типа и порошок какао. Эта смесь способна за наименьшее количество времени устранить седину не хуже чем дорогостоящие краски синтетического образца.

Виды натуральных красителей и их применение

Сразу следует заметить, что окраска при помощи красителей природного происхождения не должна осуществляться на наращенных прядях или волосах после химической завивки, а так же локонах, которые были окрашены ранее при помощи синтетических красок. Натуральные красящие ингредиенты наносятся только на чистые, только вымытые, еще влажные волосы. Для нанесения лучше использовать губки, кисточки или ватные диски, не следует забывать о перчатках, поскольку кожа рук также может изменить свой цвет.

Важно заметить и то, что разные типы и натуральные цвета волос по разному поддаются окрашиванию — в этом отчасти есть заслуга и индивидуальных особенностей шевелюры. Тонкие и редкие пряди могут изменить свой цвет достаточно быстро – для процедуры их окрашивания потребуется меньшая концентрация раствора и количество входящих в состав смеси компонентов. Густые, длинные и грубые локоны требуют более длительного выдерживания для получения необходимого тона. К сожалению, здесь нет универсальной формулы, что требует дополнительного контроля над волосами во время их насыщения краской. Ниже приведены основные виды красителей, которые позволят добиться того или иного результата.

Хна и басма

Хна и басма – это самые известные и часто применяемые продукты для окрашивания волос. И тот и другой элемент представляют собой порошок из высушенных и измельченных листьев растений, которые обладают огромным количеством целебных свойств, помимо красящих пигментов.

Хна сама по себе придает волосам медных, насыщенный и яркий цвет, чаще всего ее используют как средство для окрашивания волос в рыжий цвет. Басма в свою очередь является компонентом, используемым в качестве природного красителя только в совмещении с другими ингредиентами. Это обязательное условие, ведь в чистом виде трава красит волосы в сине-зеленый, обрекая их на незамедлительную коррекцию. Совмещая оба средства можно получить совершенно любой тон локонов, начиная от мягкого теплого шоколада до насыщенно черного.

Кора дуба для окраски волос

Отвар из коры дуба не только применяется как природный заменитель промышленных красок, но и в качестве эффективного бальзама, насыщающего волосы и придавая им силы, объема и натурального блеска. Средство отлично тонирует локоны и способно затемнить пряди на четыре тона.

Для приготовления сырья потребуется залить литром крутого кипятка четыре столовых ложки измельченной коры дуба. После этого смесь накрывается крышкой и настаивается в течение 3-4 часов. По истечению этого времени состав процеживается и наносится на волосы. Необходимым условием является укутывание обработанных прядей в целлофан, где они должны томиться примерно 4-5 часов. Поверх голова обматывается полотенцем, что тоже важно в ходе окрашивания. Длительность выдерживания волос определяет степень их затемнения, по этой причине нужно подгадать время так, чтобы результат наилучшим образом соответствовал ожиданиям.

Отвар ромашки

Отвар из ромашки позволяет получить самые разнообразные оттенки, особенно если комбинировать средство с другими ингредиентами. Вот несколько качественных рецептов для тонировки прядей при помощи ромашкового отвара:чтобы осветлить локоны и придать им нежно-золотого сияния, следует сделать настойку ромашки (столовая ложка сушеных листьев на пол стакана кипятка) и добавить ее в горячую кашицу из хны;

чтобы закрасить седину, следует сухие листья ромашки в объеме одного стакана залить половиной стакана кипятка, после чего дать смеси настояться в течение нескольких часов. По истечению времени в состав добавляется 3 столовые ложки глицерина. Теперь продукт можно наносить на волосы, распределяя его по всей длине и концентрируя на участках, особенно требующих окрашивания. Выдерживать необходимо окрашивающий компресс около часа, а затем смыть водой; ополаскивание волос после каждого мытья неконцентрированным настоем ромашки позволит придать прядям золотистый тон с природным блеском.

Луковая шелуха

Луковая шелуха – это в первую очередь лечебное средство, которое может позволить качественно укрепить и оздоровить волосы. Окрашивая волосы при помощи этого продукта можно получить золотистый или светло-коричневый оттенок, но только при условии, что натуральные пряди не будут темными. Такой краситель отлично подойдет для блондинок с целью легкой тонировки локонов.

Для приготовления смеси тонирующей в золотой, следует залить 50 грамм сырья стаканом кипятка и поставить на медленный огонь на 20 минут. Чтобы добиться более темного тона, необходимо увеличить объем исходного продукта до 200 грамм и смешать с аналогичным количеством воды и по той же схеме, отваривать состав в течение 20 минут.

Кофе

Этот краситель рекомендуется в большей степени использовать для окраски более темных волос с целью получить насыщенный черный или темно-каштановый тон. Полезно знать, что кофейный раствор позволит шатенкам заглушить рыжину и сделать пряди более ровного и темного цвета. Насыщенный шоколадный оттенок выходит при окрашивании при помощи кофе средне и светло-русых прядей. Для брюнеток краситель, изготовленный из кофе, не даст особого конструктивного изменения тона, но зато добавит блеска и красоты.

Чтобы приготовить кофейную краску следует смешать следующие ингредиенты:

  • чайную ложку кофе;
  • 1 ложку чайную масла оливкового;
  • коньяк в объеме одной столовой ложки;
  • 2 желтка яйца;
  • теплую воду в количестве 2-ух чайных ложек.

Шалфей

шалфей для покраски волосПреимущественно сушеные листья и стебли шалфея используются для окрашивания темных волос, но средство подойдет и для седых прядей. В результате можно получить самые неожиданные цвета, начиная от русого с желтизной, заканчивая темно-коричневым. Чтобы приготовить краску следует 6 столовых ложек сырья залить 2-мя стаканами кипятка, после чего дать им настоятся в течение 30-ти минут. Эту смесь можно использовать для ополаскивания волос с целью придания им легкого пепельного акцента или наносить на пряди в большей концентрации, чтобы получить темный цвет.

Видео: покраска волос хной в домашних условиях

В рамках видео пошагово описывается процесс окрашивания волос при помощи хны. Материал включает в себя качественное описание приготовления смеси на основе порошка хны с последующим нанесением состава на волосы. Автор ролика делится собственным мнением и раскрывает секреты, позволяющие более точно подобрать для себя тон в ходе покраски.

Отзывы

Карина: Я брюнетка и использую смесь хны с басмы для получения черного цвета волос – это действенный вариант.

Света: Часто полощу волосы отваром шалфея – в итоге выходит отличный желтоватый оттенок для моих русых прядок.

Кира: Все хочу попробовать натуральные красители, так как уже в конец испортила волосы химическими красками, но не знаю, выйдет ли необходимый цвет. Мне кажется, что при помощи растительных красителей нельзя получить качественный результат.

Загрузка...

cosmetictrends.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ"

Карпова Мария Викторовна 1

1МБОУ "СОШ №4" г. Мегион

Гечекбаева Сайлахан Бекболатовна 1

1ул. Сутормина 16, кв.194

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: узнать, как и из чего изготавливали краски в давние времена, изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок.

Методы исследования: теоретические (исследование, изучение, анализ), эмпирические (химический эксперимент). Осуществлена практическая работа по окрашиванию ткани, использованию окрашенной ткани (шитье одежды для куклы), изготовлению акварельных красок.

Полученные данные: окрашенные ткани с помощью красителей, полученных из кофе, луковой шелухи, моркови, клюквы, апельсина. Использовали хлопок в качестве ткани для окрашивания. Из большого куска окрашенной ткани нами была изготовлена одежда для кукол: юбка, кофта, пояс и бант.

Для изготовления акварельных красок из первого эксперимента использовали полученные красители трех цветов: желтый (морковь), малиновый (клюква), коричневый (кофе). Но для того чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Мы использовали мед и муку. Полученная акварель может храниться в полужидком состоянии в течение длительного времени. В результате получили акварельные краски трех цветов (желтый, коричневый, малиновый). Затем смешали коричневую краску с желтой и получили светло-коричневую краску. При смешивании малиновой краски с желтой получили оранжевую краску. Получили акварельные краски пяти цветов (желтый, коричневый, светло-коричневый, малиновый, оранжевый). Из изготовленных экологически чистых акварельных красок мы нарисовали рисунок.

Вывод: На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань.

Природные красители

Карпова Мария Викторовна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Мегион

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4», 9 класс

План исследования

Проблема: Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Мне захотелось узнать как можно больше о мире красителей и изучить возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при окрашивании тканей и для получения акварельных красок. Сейчас почти все красители производят на химических заводах. Красители добавляют в продукты питания, окрашивают ткани, добавляют в косметические средства, средства бытовой химии. Поэтому все чаще у людей проявляется аллергическая реакция.Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам – в этом заключается актуальность моей работы.

Задачи:

  1. Изучить разновидности природных красителей и их свойства.

  2. Осуществить практическую работу по выделению природных красителей из растений.

  3. Изготовить натуральные краски, не используя химические добавки.

Гипотеза: красители для окраски могут быть получены из доступного природного сырья (корней коры цветов, плодов, листьев стеблей разных растений).

Описание метода:

  1. Поиск и анализ информации по теме «Природные красители».

  2. Поиск материала для извлечения красителей.

  3. Выделение природных красителей из растений и их применение.

  4. Приготовление акварельных красок.

Библиография:

1. Светлена Н.А. (Н. А.Неволина). Растения-красители в народном быту. 2009г.

2.Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997.

3.Журнал « Химия в школе» №2, №8 – 2002 год.

4.Ю. А. Калинников, И. Ю. Вашурина. Природные красители и вспомогательные вещества в химико-текстильных технологиях.реальный путь повышения экологической чистоты и эффективности производства текстильных материалов. Рос.хим. ж. (Ж. Рос. хим. общества им. Д. И. Менделеева), 2002, т. XLVI, № 1.

Интернет источники:

5. http://www. /himerunda/naturkras. html

6.http://festival. 1september.ru.

7.http://*****/ap/ap/drugoe/rastitelnye-krasiteli

8.http://puteshestvvenik. *****/index/0-3

9.http://sibac. info/index. php//35

Природные красители

Карпова Мария Викторовна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Мегион

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4», 9 класс

Научная статья

  1. Состояние изучаемой проблемы. Выбор объектов и методов исследования

Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса, ольхи и молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок – казеин [1].

До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая изумрудно-зелёная краска является смертельно-опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев, выкрашенных в изумрудно-зеленый цвет [3].

Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко-синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считался цветом роскоши, царственности и богатства [6].

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски ядовиты. Например, красная киноварь из ртути. Для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли, или пигменты, полученные искусственным путем. Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее все-таки не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае [4].

Растения имеют специальные красящие вещества – пигменты, которых известно около 2 тысяч. В растительных клетках чаще всего встречаются зеленые пигменты-хлорофиллы, желто-оранжевые каротиноиды, красные и синие антоцианы, желтые флавоны и флавонолы.

Многие растительные пигменты используются в качестве красителей: корнеплоды моркови дают желтый краситель, свекла столовая – красный, окрашенные лепестки растений тоже дают определенный цвет [2].

Существует особая группа пигментов – антоцианы (от греч. «антос» - цветок, «цианос» - голубой), впервые выделенные из цветков василька синего.

Антоцианы содержат лепестки роз, васильки, анютины глазки и ряд других растений, а также многие плоды: яблоки, вишни, виноград, черника, голубика и другие. Поэтому вытяжки из антоцианов тоже можно использовать для получения натуральных красителей [1], [9].

Мы изучили растительные пигменты, которые используют в качестве красителей и приступили к окрашиванию тканей.

В качестве объекта исследования нами были выбраны природные красители, полученные из кофе, моркови, клюквы, луковой шелухи [1]. Предметом исследования является процесс окрашивания.

Окрашивание ткани состоит из трех этапов: экстракция, т.е. извлечение красителя, закрепления (протравки) и промывания. Каждый материал окрашивают по-своему.

Способы крашения зависят от рода волокон материала, который требуется окрасить. Процесс крашения состоит в поглощении краски волокнами.

Для закрепления природного красителя пользуются закрепителями-протравой. Без протравки ткань после крашения приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет [1]. При различных закрепителях одна и та же растительная краска дает различную окраску. Для получения светлых тонов применяют квасцы, темных - хромовую протравку, медный и железный купорос. Иногда в качестве закрепителей употребляют соль, уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты [4].

  1. Экспериментальная часть. Приготовление красильных отваров и окрашивание ткани.

Цель эксперимента: приготовить красильные отвары и окрасить ткань.

Используемый материал: луковая шелуха, клюква, морковь, кофе, соль, кастрюля, деревянная ложка, чаша.

Опыт №1. Кофе.

Столовую ложку молотого кофе заливаем двумя стаканами воды и доводим до кипения. Затем кладем в нее подготовленную ткань, добавляем столовую ложку соли и варим 10 минут. Через 10 минут достаем ткань из кофейной воды, хорошенько полощем в холодной воде и сушим.

Вывод: после варки в кофе цвет ткани коричневый.

Опыт №2. Луковая шелуха

С луковой шелухой поступим немного иначе. Заливаем ее двумя стаканами воды, доводим до кипения и кипятим жидкость 15 минут, пока не получим окрашенную воду. Только теперь можем класть в воду заготовку ткани, добавляем столовую ложку соли. Варим ее вместе с луковой шелухой на протяжении 10 минут. Достаем отрез ткани из воды, промываем и сушим.

Вывод: у нас получился цвет ткани насыщенного песочного оттенка.

Опыт № 3. Клюква.

Ягоды клюквы необходимо немного растолочь для большего выделения сока. Заливаем водой и кипятим, для закрепления цвета добавляем столовую ложку соли. Погружаем ткань. Оставляем на несколько часов, периодически помешиваем.

Вывод: после варки цвет ткани получился розовый.

Опыт №4. Морковь.

Морковь порежем мелкими кубиками, зальем водой и прокипятим, для закрепления цвета добавим столовую ложку соли. Погружаем ткань. И оставляем на несколько часов, периодически помешивая.

Вывод: после варки цвет ткани получился бледно-оранжевый.

Опыт №5. Апельсин и лимон.

Апельсин с лимоном натрем на терке, зальем водой и прокипятим, для закрепления цвета добавим столовую ложку соли. Погружаем ткань. И оставляем на несколько часов, периодически помешивая.

Вывод: после варки цвет ткани получился желтый.

Опыт №6. Смесь клюквы и моркови.

Два красителя из клюквы и моркови смешаем.

Вывод: получился краситель розового цвета.

Примечание: перед крашением ткань обязательно нужно смочить водой, иначе окраска выйдет неровной. Ткань должна быть погружена полностью. При крашении постоянно «переводили» ткань. «Переводить» ткань при тихом кипении следует стеклянной или деревянной палочкой. Крашение нужно производить медленно, чтобы окраска была равномерной.

Из окрашенных тканей мы сшили кукле юбку, кофту, пояс с бантом

Приготовление акварельных красок

Цель: приготовить акварельные краски используя полученные природные красители.

Используемый материал: мед, мука, природные красители (растворы антоцианов).

В приготовлении акварельных красок можно использовать растворы антоцианов [8]. Но для того чтобы краски загустели, необходимы связующие вещества. Мы использовали мед и муку. Мед придает акварели мягкость и способствует сохранению краски в полужидком состоянии в течение длительного времени. Краски необходимо упарить на водяной бане [7].

Для приготовления акварельных красок из первого эксперимента использовали полученные красители трех цветов: желтый (морковь), малиновый (клюква), коричневый (кофе).В результате получили акварельные краски трех цветов (желтый, коричневый, малиновый).Затем смешали коричневую краску с желтой и получили светло-коричневую краску. При смешивании малиновой краски с желтой получили оранжевую краску.

Вывод: Получили акварельные краски пяти цветов (желтый, коричневый, светло-коричневый, малиновый, оранжевый).

.

Из полученных экологически чистых акварельных красок нарисовали рисунок

  1. Выводы

Из растительных пигментов можно получить природные красители.

Природные красители можно использовать для крашения тканей и получения акварельных красок. Природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и другой материал.

Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань.

Литература

1. Светлена Н.А. (Н. А.Неволина). Растения-красители в народном быту. 2009г.

2.Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997.

3.Журнал « Химия в школе» №2, №8 – 2002 год.

4.Ю. А. Калинников, И. Ю. Вашурина. Природные красители и вспомогательные вещества в химико-текстильных технологиях. реальный путь повышения экологической чистоты и эффективности производства текстильных материалов. Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. общества им. Д. И. Менделеева), 2002, т. XLVI, № 1.

Интернетисточники:

5.http://www. /himerunda/naturkras. html

6.http://festival. 1september.ru.

7.http://*****/ap/ap/drugoe/rastitelnye-krasiteli

8.http://puteshestvvenik. *****/index/0-3

9.http://sibac. info/index. php//35

Просмотров работы: 389

school-science.ru

Проектно-исследовательская работа «Природные красители или как сделать свою жизнь более здоровой и яркой»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 13» имени Д.И. Кашигина

«Природные красителиили как сделать свою жизнь более здоровой и яркой».

 

                                                                                                               Авто: Осипов Антон, 4-а класс,             МБОУ «СОШ №13» им. Д.И.Кашигина г. Миасс                                                                  Научный руководитель:                                                              Хлыстова Юлия Сергеевна,                                                             учитель начальных классов.                                                                МБОУ «СОШ №13» им. Д.И.Кашигина         

  г. Миасс,  2017 г.                                                            ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………………3 Глава I. УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ1.1. Природные и синтетические красители…………………………………….51.2. Немного из истории…………………………………………………………..61.3. Поездка в краеведческий музей……………………………………………..71.4.  «Детство» А. М. Горький……………………………………………………8

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методика проведения эксперимента………………………………………..82.2. Создание красящего раствора……………………………………………….92.3. Окрашивание ткани…………………………………………………………..92.4. Оценка результата……………………………………………………………9Заключение……………………………………………………………………...11Библиографический список…………………………………………………..11Приложения……………………………………………………………………..13

АктуальностьАктуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых травяных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.На протяжении многих веков люди могли использовать только натуральные красители для ткани. Мир, окружающий нас, многоцветен. И желание внести цвета в свою одежду было естественным. Натуральные ткани, из которых изготавливали наряды  наши предки, такие как лен, шерсть, шелк не имели разнообразия цветов. Поэтому люди старались всеми возможными способами найти красители, которые позволят сделать вещи цветными.Эта тема для меня актуальна еще, потому что у меня аллергия на окрашенные ткани.   В своей работе я хотел показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из природного материала, а также необходимость использования моего метода в домашних условиях при окрашивании постельного белья, скатертей, полотенец и детского белья.Объект исследования: ткань, шелуха репчатого лука, кора дуба, полынь, ромашка, душица, лепестки розы и пиона, черная смородина.Предмет исследования: способы окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью природных красителей.Цель работы: получить образцы ткани, окрашенные натуральными природными красителями и исследовать устойчивость окраски.Задачи исследования:1. Изучить литературу по теме.2. Проанализировать литературные данные о растениях и  выбрать доступные растения.3. Получить красители из растительного сырья.4. Проверить устойчивость окраски ткани к теплу, свету и многократной стирке. В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: возможно, окрасить натуральные ткани натуральными природными красителями в домашних условиях не  навредив здоровью.Методы исследования:постановка опытов; наблюдение; сравнение; обобщение.Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.

ГЛАВА I. УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ.1.1. Природные и синтетические красители.Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. До второй половины XIX века природные красители были единственными веществами для крашения текстильных изделий.С развитием промышленности органического синтеза, особенно химической промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили своё практическое значение. Современное развитие химической промышленности привело к открытию огромного числа синтетических красителей. Сейчас в «Химической энциклопедии» синтетические красители занимают более двух листов текста. [5]Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ и в других целях. Знаменитые своей яркостью и многоцветием дагестанские ковры окрашены краской, которую дают корни марены красильной. В зависимости от способа приготовления это чудесное растение окрашивает пряжу в ярко-красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый и другие цвета, отличающиеся чистотой оттенков и не меркнущие в течение многих лет.Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и лёгкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях. [3]

1.2. Немного из истории.Искусство украшать ткань пришло к нам из глубины веков и прочно закрепилось в жизни людей. Родиной первых красильщиков тканей является Индия и Китай. Красящие вещества добывали из морских водорослей, улиток, моллюсков, растений и насекомых. Иногда красители стояли гораздо дороже, чем одежда. Носили такие одеяния только императоры или очень богатые люди. Самые дорогие красители индиго, пурпур и кармин.Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры. [5]В русских деревнях крестьяне приготовляли их из растений, которые росли у них под рукой: на огороде, на лугу, в лесу.В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи, в качестве малярных красок и в других целях. Для окраски тканей, а также и для косметических целей использовались растительные и животные краски.Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества. В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы. [4]Сравнивая литературные данные о растениях, которые содержат красители, и растениях, произрастающих в нашей области, я выбрал растения, которыми могли пользоваться для окраски одежды люди, жившие в тех же местах, где живем сейчас мы. Исключение – гранат, однако его могли привозить купцы из Азербайджана, где в качестве красителя он используется и сейчас для окраски шерсти.Также учитывалось и разнообразие получаемых окрасок. Результаты представлены в виде таблицы. (Приложение1 Таблица 1).Закрепление красителяДля закрепления природного красителя пользуются закрепителями - протравой. Без протравки пряжа после крашения приобретает в большинстве случаев неяркий цвет. При различных закрепителях одна и та же растительная краска даёт различную окраску. Для получения светлых тонов применяют квасцы, тёмных  –  хромовую протравку, медный и железный купорос. Иногда в качестве закрепителей употребляют соль, уксус, берёзовую золу, рассол квашеной капусты.Процесс крашения очень интересен и увлекателен. Для крашения нитей, тканей, выделанных шкур и кож наши предки использовали в основном различные растения и их части: кору, листья, ягоды, шишки, корни. [3]Обычно сушёные растения заливали водой и так держали примерно сутки, затем нагревали в течение 1 – 2 часов и процеживали. В полученной краске изделия кипятили около часа. Затем полоскали и высушивали. Иногда этот процесс нужно было повторять несколько раз. И цвета получались насыщенные и долго не выгорали.1.3. Поездка в краеведческий музей.Проводя исследование по данной теме, мы посетили Миасский Краеведческий музей.  Работник краеведческого музея нашего города Гурьева Наталья Александровна рассказала: «На Руси в старину женщины окрашивали сотканные холсты, а ткали их изо льна, крапивы и конопли. Эти ткани были плотными и грубоватыми, их чаще носили крестьяне. Для царей и богатых людей привозили дорогие ткани из заграницы (хлопок, шелк и др.). Процесс окрашивания был разным по срокам. Иногда можно было окунуть в красящий раствор, иногда кипятить по несколько часов, а иногда крашение занимало несколько дней и даже недель. Красители изготовляли из собранных трав, ягод, коры, листьев и корней. Синюю краску добывали из девясила, ежевики, вайды. Оранжевую из ягод облепихи, красную из корня конского щавеля, ягод бузины, молодых побегов яблони. Желтая - лист березы и осины, зеленая из сока пырея, щавеля и багульника. Цвета получались довольно стойкими и яркими».1.4. Анализ художественной литературы. «Детство» А.М. Горький.Наш великий русский писатель Алексей Максимович Горький был истинным свидетелем процесса крашения тканей, в красильне своего деда Каширина Василия Васильевича. Но об этом он пишет совсем немного в своей повети «Детство»: «Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы».«Меня очень занимало как ловко взрослые изменяют цвета материй: берут желтую, мочат её в черной воде и материя делается густо-синей – «кубовой»; полощут серое в рыжей воде, и оно становится красноватым – «бордо». Просто, а – непонятно.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТАИ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методика проведения эксперимента.Белая хлопчатобумажная ткань предварительно была выстирана в тёплой воде со стиральным порошком для удаления возможных загрязнений следами жира.В качестве исследуемых материалов были выбраны: шелуха репчатого лука, кора дуба, полынь, ромашка, душица, лепестки розы и пиона, черная смородина, заготовленные с лета и куплены в аптеке. (Приложение 2)Большинство красителей, содержащихся в травянистых растениях (цветах, листьях и корнях) водорастворимы. Их легко извлечь простым вывариванием растительного сырья. Вода, используемая для этого, должна быть обессоленной, чтобы краситель не выпал в осадок. За неимением дистиллированнойзхж использовалась горячая кипяченая вода.2.2. Создание красящего раствора.Предварительно измельченное растительное сырье вываривалось в течение 1 часа в эмалированной посуде; вода должна полностью покрывать растительный материал. Выкипающую воду нужно периодически доливать. Производить вываривание желательно в проветриваемом помещении в связи с сильным запахом красильного раствора.Далее растительный отвар процеживался. Полученный экстракт можно хранить в прохладном месте несколько часов, но лучше сразу использовать для окрашивания образца ткани.2.3. Окрашивание ткани.Окраска производилась в эмалированной посуде. Красильный экстракт я доводил до кипения и в него опускал окрашиваемый материал,  для ровного окрашивания предварительно намоченный. Далее его кипятил на медленном огне в течение 15- 20 минут. Окрашиваемую ткань желательно периодически переворачивать для достижения равномерной окраски. Вынув окрашенную ткань из раствора растительного красителя, оставлял её для просушки на сутки на свету для достижения большей устойчивости окраски. Затем материал полоскал в чистой тёплой воде. (Приложение 3)2.4. Оценка результата.1 эксперимент – Цель: узнать какой цвет ткани придаст луковая шелуха, лепестки розы и пиона, кора дуба, ромашка и полынь, ягоды черной смородины.Замачивал на 3-4 часа травянистые красители. Кипятил 1-2 часа. Погружал ткань в красящий раствор, постоянно её переворачивал. Кипятил 30 минут.  Добавлял для закрепления цвета поваренную соль. Окончив процесс кипячения, оставлял ткань в красящем растворе на сутки. Извлекал ткань из раствора. Высушивал и разглаживал выкрашенную ткань.Полученный результат занёс в таблицу.                                                               Из таблицы видно как окрасилась хлопчатобумажная ткань.Луковая шелуха – светло – коричневый цвет,кора дуба – бежевый,ромашка – желтый,лепестки розы и пиона – розовый,ягоды черной смородины – сиреневый,душица -  кремовый,полынь – песочный. (Приложение 4 Таблица 2)Вывод: Хлопчатобумажную ткань можно окрасить натуральными природными красителями.2 эксперимент - Целью его является проверка устойчивости цвета ткани к температуре, свету, моющим средствам. Это исследование проходило в 3 этапа.1 этап:  Высушенные после полоскания в чистой воде окрашенные образцы ткани были проглажены горячим утюгом. Изменения цвета не наблюдалось. (Приложение 5 Таблица 3). Вывод: природные красители устойчивы к высокой температуре.2 этап: Для проверки устойчивости, к свету окрашенные образцы на протяжении недели находились под действием солнечного света. Изменение цвета произошло у образцов ткани покрашенных лепестками розы и пиона и ягодами черной смородины. Остальные образцы цвет не изменили. (Приложение 5 Таблица 3).Вывод: не все природные красители устойчивы к солнечному свету. 3 этап: Для проверки устойчивости, к моющим средствам окрашенные образцы ежедневно в течение недели стирались мылом в теплой (около 40°С) воде. Линька при стирке не происходила только у образца, окрашенного луковой шелухой.  Изменение цвета при первой стирке произошло у образцов покрашенных фильтратом черной смородины и лепестками розы. При дальнейших стирках цвет несколько ослаб. Образец, окрашенный полынью, душицей  корой дуба, дал некоторое ослабление цвета, не меняя основного тона расцветки. (Приложение 5 Таблица 3).Вывод: не все природные красители устойчивы к моющим средствам.ЗаключениеНа основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:1. Выдвинутая гипотеза о том, что возможно, окрасить натуральные ткани натуральными природными красителями в домашних условиях не  навредив здоровью -  подтвердилась2. Анализ исследования показал, что мы можем окрасить любой текстильный материал в любой цвет.3. В процессе воздействия на ткань температуры, моющих средств, солнечного света доказано:Красители устойчивы к высокой температуре.Не все природные красители устойчивы к моющим средствам и солнечному свету.Проделав своими руками такую работу понимаешь, что в древности нашей много рукоделия и мудрости. Ткани пропитаны отваром цветов и трав, соком ягод становятся особенно дороги. Они дарят тепло и уют, и делают нас ближе к природе.

Литература1.  Повесть А.М. Горького «Детство»2. «Почему мы так одеты» А. Супрун, Г. Филановский3. Светлена (Н. А.Неволина). Растения-красители в народном быту. 2009г.4. Соколов В. А. Природные красители. М.: Просвещения, 1997.5. Журнал « Химия в школе» №2, №8 – 2002 год.6. Ю. А. Калинников, И. Ю. Вашурина. Природные красители и вспомогательные вещества в химико-текстильных технологиях. Реальный путь повышения экологической чистоты и эффективности производства текстильных материалов. Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. общества им. Д. И. Менделеева), 2002, т. XLVI, № 1.7. http://www. /himerunda/naturkras. html

9. http://*****/ap/ap/drugoe/rastitelnye-krasiteli10. http://puteshestvvenik. *****/index/0-311. http://sibac. info/index. php//35 8. http://festival. 1september.ru .

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также