Похороны тюбика с краской. Краска мумия


История красок. Часть восьмая. Сепия, умбра, асфальтум, мумия

Коричневые оттенки имеют много названий и какие-то хорошо известны, как сепия,  это в последние годы популярная обработка фотографий с имитацией флера старинного выцветшего фото. Да здравствует фотошоп ! Блогер Петр Ловыгин сделал такую обработку частью своего стиля :http://petrlovigin.com/serie/en/564718595703381 Конечно, она известна давно, я помню, как мы с отцом в мое детство баловались, печатая фотографии, тогда продавалась, кто вспомнит, бумага с цветом под сепию, фотографии получались более мягкие и не такие контрастные, как стандартное черно-белое изображение.  Такой же мягкой по цвету является графика, сделанная с помощью сепии. Например итальянский пейзаж первого русского золотого медалиста Академии Художеств Федора Матвеева.

matveev_9.jpg  Начиная с 18 века коричневые чернила часто делались из сепии, темной жидкости, выделяемой каракатицей, но большая часть коричневых коричневых красок по-прежнему рождалась в земле. Часто думают, что умбра ( и более красная жженая умбра ) , сорт охры, назван в честь Умбрии, провинции Италии. Но более вероятно, что краска называется так благодаря тому, что она весьма подходит при создании эффекта тени ( английское слово "umbrella"- "зонт" имеет тот же латинский корень). Наряду с жженой сиеной, которая действительно названа так в честь тосканского города, умбра являлась ключевой краской для художников итальянского Возрождения, стремившихся к передаче ощущения глубины и мягкого перехода от светлого к темному.

tumblr_mbctxd9kQJ1rff4lfo1_1280.jpg

В европейской истории искусств больше всего споров вызывали две коричневые краски, асфальтум и мумия. Асфальтум -  масляный битум, добываемый в Мертвом море, который впервые был использован в 16 веке в качестве блестящей коричневой краски. Но в 1880 году Холман Хант справедливо отмечал в своей вдохновенной речи перед Королевским обществом искусств, что современные ему художники уже не помнят, как правильно использовать краски. И даже сто лет тому назад, к тому времени, когда в 1780х годах , Джошуа Рейнольдс решил применить асфальтум, у него "не было знаний, добытых опытным путем, в результате экспериментов целых поколений, которые могли бы его предостеречь... и именно поэтому большая часть его картин ныне, увы, разрушена".

Если прикинуть, то сколько шедевров утрачено из-за экспериментов с материалами ! Была легенда, что свою "Битву при Ангиари" Леонардо да Винчи специально написал красками, которые изобрел специально, чтобы работа пропала. Однако  в Палаццо Веккьо нашли под слоем другой краски фреску, которую эксперты сочли "Битвой при Ангиари". Она была записана сверху другой битвой, исполненной Джордже Вазари, неутомимым биографом эпохи Возрождения.Картон, к счастью, сохранился

battle of anghiari.jpg

  Асфальтум, если использовать эту краску вместе с другими, ведет себя как патока, заставляя все прочие краски стекать с холста и морща поверхность. Однако, самой экстраординарной коричневой краской была "мумия", которую , как ясно из названия, готовили из тел древних египтян. Мумия была густым веществом, похожим на битум, и превосходно подходила для наложения теней, хотя не дотягивала до краски на водной основе. Британский производитель Джордж Филд так описал "мумию":" Краска прибыла в смеси, из которой торчали реберные кости и т.п.; сильный запах, напоминающий чеснок и нашатырь; растирается легко; наносится как паста; не подвергается влиянию влаги и нечистого воздуха."

1857.550.jpg

Но в то же время краска хорошо себя зарекомендовала: уже в 1712 году в Париже открылась лавка товаров для художников, шутливо называемая" a la Momie", где продавались краски и лаки, наряду с более уместными ритуальными товарами, ладаном и миррой.

Сиквел "Мумия возвращается" не обошелся без коричневых тонов.

                         _f05a7b9d.jpg

Не припомню, чтобы сами египтяне обращались к коричневому цвету (хотя материал был под рукой). Конечно, для них гробница имеет ритуальный смысл и боги могли прогневаться. Краски древних египетских росписей яркие, были ли они все местными или какие-то были привозными ? Изучение красок позволяет иногда понять "международные связи".Так недавно было сообщение о том, что американские ученые из Северо-Западного университета (Northwestern University) раскрыли тайну «фаюмских портретов» — посмертных изображений мумий, написанных в римском Египте I-III веков. На фаюмских портретах гамма благородная и коричневому в ней нашлось место.

150109165430.jpeg

Ученым удалось установить, что железно-земляные краски, использованные при написании портретов, скорее всего, привезли с греческого острова Кея, а красные — из Испании. При этом деревянные подложки, на которых были написаны портреты, были привезены из Центральной Европы. Также ученые отметили, что местные художники использовали «египетский синий» (двойной силикат меди и кальция) для создания богатого спектра оттенков.

Мумификация тела в Египте - трудоемкий и сложный процесс, который включал в себя удаление мозга через ноздри железным крючком, обмывание тела ладаном и, во времена правления более поздних династий, покрывание их битумом и полотном. Египтяне верили, что Ка, или духовный двойник, вернется в тело. В некоторых случаях Ка, наверное, весьма занят, годами мечась между музеями и художественными галереями мира, где выставлены созданные в 18-19 веках картины, по полотнам которых размазаны его земные останки.Не каждой мумии везет, как той, что оказалась в компании молодых девушек в фильме "Приключения Адели".

530146ab-a800-41c8-afc3-05eb469df03d_jpg_800x600_x-False_q85.jpg

Египетская коричневая краска была редкостью, но европейские торговцы всегда могли сделать свою. в 1691 году Вильям Сэлмон , "профессор физики", составил рецепт рукотворной мумии:" Возьми останки молодого мужчины ( желательно рыжеволосого), умершего не от болезни, но убитого; оставь его на сутки лежать на воздухе в чистой воде, затем нарежь плоть кусочками, к которым добавь порошок мирры и немного алоэ, настаивай все сутки в винном спирте и терпентине". Это также очень хорошее снадобье для растворения свернувшейся крови и "выталкивания ветра из кишок и вен", добавляет Сэлмон.

Как знать, может быть, те, кто изображен на картине Рембрандта 1632 года "Анатомия доктора Тульпа", на самом деле продавцы красок, ждущие раздела тела по братски на изготовление красок ?

rembrandt_the_corpse.jpg

vita-colorata.livejournal.com

Краска из настоящих мумий...: blaumeise

Краска из настоящих мумий...Уму непостижимо как такое могло прийти кому-то в голову. А другие знали об этом и, все равно, пользовались. То, что мумий перемалывали и использовали как удобрения в США факт довольно известный, но еще и краски... Это ж писец. Ничего святого.

             

Краски, используемые в искусстве, исчезают не только в связи с модой. Они могут быть слишком дорогими, или на них уходит слишком много моллюсков (правда-правда) могут быть ужасно ядовитыми, а могут просто исчезнуть вместе с изобретателями, унесшими с собой тайну изготовления. Как случилось с голубым, изобретенным Майя.

Вот пять пигментов, исчезнувших из искусства.

Azul Maya, или Майя Голубой

                                 

Azul Maya, или Майя Голубой -  яркий, небесно - голубой цвет, который был создан и использовался в классической и пост-классической цивилизаций майя более 1700 лет назад, и который до сих пор  сохраняет свою яркость на руинах майя и на археологических сокровищах.

                     

Пигмент использовался для украшения предметов быта, фресок, скульптуры и ее самое известное использование - для украшения человеческих жертв.

                                 

Удивительно, но цвет был очень важен для ритуала.  Жертву красили в голубой – посвящая богу, и…. Для майя синий цвет был цветом божества дождя - Chaahk, а он был покровителем сельского хозяйства.

                                 

Так вот,  исчез  рецепт его изготовления еще с колониальных времен Центральной Америки, впрочем, как и сами Майя.Давно известно, что пигмент получался из смеси глины и индиго, но непонятно, как удавалось создать такую прочность краски, такую стойкость – на века! Краска практически не подлежит выцветанию!

Однако, в этом году, некоторые химики объявили они, возможно, нашли секрет в тщательных температурных изменениях.

Пурпур

                               

Самый дорогой, престижный пигмент древнего мира было на самом деле сделаны из довольно скользкого источника: моллюска. Тирский пурпур — природный пигмент, краситель различных оттенков от багряного пурпурно-фиолетового цвета. Пурпур был очень дорог, так как его извлекали переработкой множества морских брюхоногих моллюсков — иглянокОднако, поскольку вам нужна целая куча моллюсков и их достаточно слизистых выделений, то получалось очень дорого, и в конце концов пигмент исчез.

Свинцовые белила

                                 

При голландском способе листы свинца, изогнутые спирально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприкасается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или коръе, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содействии кислорода воздуха основную уксусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец. Пигмент был о-очень ядовитым.

Лазурит

                                 

Широко распространено мнение, что он самый дорогой пигмент из когда-либо созданных, дороже, чем даже на вес золота. Пигмент лазурит был сделан из измельчения лазурита (полудрагоценные камни).

                                  The Ascension

Его использование восходит к 6 веку, но его популярность начинается с Возрождения – этот потрясающий синий на одеждах Марии и Иисуса. "Ультрамарин " – почти исчез, как невероятно дорогой и требующий карьеры для сбора камней.

Кровь дракона

                                 

Пигмент, известный как «кровь дракона» был окружен самыми эпическими и смешными историями, он создавался якобы из смеси крови дракона и крови слона.

                                 

На самом деле пигмент создавался из смолы дерева, которое называется «Кровь дракона». Удивительное дерево своим названием обязано содержанию красной смолы Blood Dragon, которую используют в разных целях с давних времен и по сегодняшний день.

Начиная с первого века нашего времени, «кровь дракона» использовалась в качестве красителей и в других целях.

Коричневая мумия

               

Еще одно исчезновение: пигмент с невероятной историей – Коричневая мумия. Он средний в оттенке между жженой умброй и умброй.Пигмент был излюбленным оттенком прерафаэлитов.И впервые он был сделан из египетских мумий кошки и человека – их измельчали и смешивали с белой смолой и миррой. Это был «мясистый» цвет, но из-за органических компонентов был нестойким.

Поскольку он содержал аммиак и частицы жира, вероятно, еще и влиял на другие цвета. Его популярностью ушла в 19 веке, когда его состав стал известен художникам.

                                 

Прерафаэлит художник Эдвард Бёрн-Джонс торжественно похоронил свой тюбик Коричневой мумии в саду, когда узнал его истинное происхождение.Жена художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса вспоминала такую историю.

                                 

Однажды в воскресный день к ним на обед зашел Лоуренс Альма-Тадема с семьей.

Два художника долго обсуждали краски, которыми они пользовались, и Альма-Тадема упомянул, что собирается зайти в мастерскую своего поставщика красок, чтобы взглянуть на египетскую мумию, прежде, чем из нее сделают краску.

Бёрн-Джонс не мог поверить, что краска делается из настоящих мумий, он полагал, что это название дано лишь из-за совпадения оттенка коричневого цвета.

                               

Когда же его убедили, он немедленно отправился в свою студию, вернулся с тюбиком краски «коричневая мумия» и настоял, что собравшиеся должны подвергнуть тюбик достойному погребению.

В результате тюбик был похоронен на зеленой лужайке, а одна из девушек отметила это место, посадив там ромашки.На похоронах тюбика краски присутствовал и юный Редьярд Киплинг, племянник Джорджианы, жены художника. Он также упоминает об этом случае в своих воспоминаниях.

Современный под названием "Мумия Браун" состоит из смеси каолина, кварца и гематита и гетита.

                                 

Египетский торговец мумиями, 1875 год

Мой первый пост о красках здесь.

blaumeise.livejournal.com

Исчезнувшие краски. Тайна и факты

               

Краски, используемые в искусстве, исчезают не только в связи с модой. Они могут быть слишком дорогими, или на них уходит слишком много моллюсков (правда-правда) могут быть ужасно ядовитыми, а могут просто исчезнуть вместе с изобретателями, унесшими с собой тайну изготовления. Как случилось с голубым, изобретенным Майя.

Вот шесть пигментов, исчезнувших из искусства.

1.  Azul Maya, или Майя Голубой

                                 

Azul Maya, или Майя Голубой -  яркий, небесно - голубой цвет, который был создан и использовался в классической и пост-классической цивилизаций майя более 1700 лет назад, и который до сих пор  сохраняет свою яркость на руинах майя и на археологических сокровищах.

                             

Пигмент использовался для украшения предметов быта, фресок, скульптуры и ее самое известное использование - для украшения человеческих жертв.

                                 

Удивительно, но цвет был очень важен для ритуала.  Жертву красили в голубой – посвящая богу, и…. Для майя синий цвет был цветом божества дождя - Chaahk, а он был покровителем сельского хозяйства.

                                 

Так вот,  исчез  рецепт его изготовления еще с колониальных времен Центральной Америки, впрочем, как и сами Майя.Давно известно, что пигмент получался из смеси глины и индиго, но непонятно, как удавалось создать такую прочность краски, такую стойкость – на века! Краска практически не подлежит выцветанию!

Однако, в этом году, некоторые химики объявили они, возможно, нашли секрет в тщательных температурных изменениях.

2. Пурпур

                               

Самый дорогой, престижный пигмент древнего мира было на самом деле сделаны из довольно скользкого источника: моллюска. Тирский пурпур — природный пигмент, краситель различных оттенков от багряного пурпурно-фиолетового цвета. Пурпур был очень дорог, так как его извлекали переработкой множества морских брюхоногих моллюсков — иглянокОднако, поскольку вам нужна целая куча моллюсков и их достаточно слизистых выделений, то получалось очень дорого, и в конце концов пигмент исчез.

3. Свинцовые белила

                                 

При голландском способе листы свинца, изогнутые спирально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприкасается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или коръе, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содействии кислорода воздуха основную уксусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец. Пигмент был о-очень ядовитым.

4. Лазурит

                                 

Широко распространено мнение, что он самый дорогой пигмент из когда-либо созданных, дороже, чем даже на вес золота. Пигмент лазурит был сделан из измельчения лазурита (полудрагоценные камни).

                                  The Ascension

Его использование восходит к 6 веку, но его популярность начинается с Возрождения – этот потрясающий синий на одеждах Марии и Иисуса. "Ультрамарин " – почти исчез, как невероятно дорогой и требующий карьеры для сбора камней.

5. Кровь дракона

                                 

Пигмент, известный как «кровь дракона», был окружен самыми эпическими и смешными историями, он создавался якобы из смеси крови дракона и крови слона.

                                 

На самом деле пигмент создавался из смолы дерева, которое называется «Кровь дракона». Удивительное дерево своим названием обязано содержанию красной смолы Blood Dragon, которую используют в разных целях с давних времен и по сегодняшний день.

Начиная с первого века нашего времени, «кровь дракона» использовалась в качестве красителей и в других целях.

6. Коричневая мумия

               

Еще одно исчезновение: пигмент с невероятной историей – Коричневая мумия. Он средний в оттенке между жженой умброй и умброй.Пигмент был излюбленным оттенком прерафаэлитов.И впервые он был сделан из египетских мумий кошки и человека – их измельчали и смешивали с белой смолой и миррой. Это был «мясистый» цвет, но из-за органических компонентов был нестойким.

Поскольку он содержал аммиак и частицы жира, вероятно, еще и влиял на другие цвета. Его популярностью ушла в 19 веке, когда его состав стал известен художникам.

                                 

Прерафаэлит художник Эдвард Бёрн-Джонс торжественно похоронил свой тюбик Коричневой мумии в саду, когда узнал его истинное происхождение.Жена художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса вспоминала такую историю.

                                 

Однажды в воскресный день к ним на обед зашел Лоуренс Альма-Тадема с семьей.

Два художника долго обсуждали краски, которыми они пользовались, и Альма-Тадема упомянул, что собирается зайти в мастерскую своего поставщика красок, чтобы взглянуть на египетскую мумию, прежде, чем из нее сделают краску.

Бёрн-Джонс не мог поверить, что краска делается из настоящих мумий, он полагал, что это название дано лишь из-за совпадения оттенка коричневого цвета.

                               

Когда же его убедили, он немедленно отправился в свою студию, вернулся с тюбиком краски «коричневая мумия» и настоял, что собравшиеся должны подвергнуть тюбик достойному погребению.

В результате тюбик был похоронен на зеленой лужайке, а одна из девушек отметила это место, посадив там ромашки.На похоронах тюбика краски присутствовал и юный Редьярд Киплинг, племянник Джорджианы, жены художника. Он также упоминает об этом случае в своих воспоминаниях.

Современный под названием "Коричневая мумия" состоит из смеси каолина, кварца и гематита и гетита.

                                 

Египетский торговец мумиями, 1875 год

Мой первый пост о красках здесь.

tanjand.livejournal.com

Максим Руссо: Похороны тюбика с краской

Сначала через нос специальным инструментом удаляют мозг. Ведь важно, чтобы всё было сделано, как полагается. Лучше полная процедура, хоть она и стоит дороже. Итак, сначала удаляют мозг. Если после этой операции внутри черепа что-то осталось, надо влить туда специальные снадобья, которые растворят всё до конца.

Затем внизу живота надо сделать разрез острым камнем, чтобы извлечь внутренности. Внутренности надо высушить, а затем разложить по особым сосудам: отдельно печень, желудок, кишечник и легкие. Сердце положить назад в тело. Если сердце не возвращать, то его следует заменить особы амулетом, который надо расположить в груди на месте сердца. Грудную и брюшную полость промыть пальмовым вином, также использовать ароматическую смолу дерева мирры и другие пряности. Для обезвоживания тела использовать природную кристаллическую соду (декагидрат карбоната натрия). Обезвоживание может длиться до 40 дней или более.

Затем высохшее тело надо омыть, натереть маслом с благовониями, набить тело льняной тканью, травами или просто песком, чтобы вернуть объем. Уши, глазницы, рот, нос и брюшной разрез заливают воском. Можно вставить искусственные глаза из камня или металла. Обмотать с головы до ног льняными бинтами, пропитанными смолой.

Готово. Можно помещать тело в деревянный футляр. Есть и сокращенные процедуры, доступные широким слоям населения. К тому же для бедных людей не надо строить отдельных гробниц. Их тела складывают сотнями в общих захоронениях или же просто закапывают в песке.

Если египтянин уверен, что с его телом поступят так, он спокоен. Он сможет благополучно вести свою загробную жизнь (если, конечно, решение судьи мертвых Осириса будет для него благоприятным), а его тело сохранится, согласно обычаю. Благодаря использованной технологии, оно будет покоиться сотни и тысячи лет. А вот что будет с телом, когда пройдут эти тысячи лет, древнему египтянину, пожалуй, лучше не знать.

В земле Египта лежали тысячи мумий. Это были не только тела людей. В городе Бубастис бальзамировали и погребали трупы кошек. В городе Буто – землероек и ястребов, в Гермополе – ибисов, а Фивах – крокодилов. Бальзамировали священных быков Аписов, бальзамировали и других животных. Когда египетская религия ушла в прошлое, сменившись христианством, а затем исламом, мумии стали понемногу извлекать из захоронений и пытаться использовать. Например, продавать, были бы покупатели. И покупатели находились.

 

Египетский торговец мумиями, 1875 год

Как же можно было использовать купленную мумию? Ее можно приобрести в качестве любопытной диковинки. Причем отнюдь не обязательно рассказывать подлинную историю ее приобретения. В 1848 году мелкий австро-венгерский служащий Михайло Барич купил в Александрии мумию женщины. Он привез ее в Вену и демонстрировал знакомым, уверяя, что это не кто-нибудь, а сестра короля Иштвана I Святого. Позднее эта мумия в конце концов попала в археологический музей Загреба, а вот на льняной ткани, в которую она была завернута, обнаружился самый большой известный науке текст на этрусском языке – так называемая «Льняная книга», или «Книга Загребской мумии». Как он попал в Египет, где его использовали при бальзамировании, непонятно, но сейчас мы этим вопросом задаваться не будем. Нас интересует практическое применение мумий.

Кстати, за тело знаменитости купленную мумию выдавать всё-таки опасно. Могут неправильно понять. Сохранился рассказ, как в начале XVIII века кто-то вез через Стамбул купленную в Египте мумию. Но турки приняли ее за последнего византийского императора Константина XI Палеолога, который, по легенде, когда-нибудь оживет и вернет Константинополь грекам. Мумию конфисковали и посадили (точнее, положили) в тюрьму. Мало ли что.

Задолго до того, как любознательные европейцы стали покупать мумии для музеев и частных коллекций, для мумий открылся другой рынок сбыта – медицинский. Началось всё, видимо, с применения в средневековой медицине природного битума. А как считалось, битум египтяне активно использовали при бальзамировании. Английский химик, криминалист и египтолог Альфред Лукас пишет, что, напротив, битум для изготовления мумий не применялся, но в раннем средневековье это мнение было очень распространено. В результате арабский автор Абдул-Латиф аль-Багдади (1162–1231) писал, что дефицитный битум врач вполне может заменить веществом, из которого состоят египетские мумии. Уж мумии-то дешевы и доступны: «за полтора дирхема я купил три головы», – сообщает аль-Багдади.

Книга арабского ученого была переведена на латынь, а порошок из мумий как лекарство стал применяться и в Европе. К XVI веку экспорт мумий из Египта стал массовым. Как пишет известный американский антрополог и археолог Брайан Мюррей Фейган, это была «процветающая торговля человеческой плотью». Местные жители разоряли захоронения, крупные дилеры скупали товар, которые через Каир и Александрию поступал в Европу.

 

Аптекарский сосуд XVIII века

Сейчас в разных городах Европы можно встретить старинные аптеки, превращенные в музеи. Если вы окажетесь в одной из них, вы увидите полки, заполненные керамическими или деревянными сосудами, в которых в старину хранились лекарства. Присмотритесь к латинским надписям. Вполне возможно, что на одном из сосудов вы прочтете: MUMIA. Именно в значении лекарственного средства это слово впервые проникло в европейские языки.

Порошок из мумий применяли как наружное средство для притираний или же растворяли в вине и давали больному выпить. Фрэнсис Бэкон писал, что мумия имеет большую силу для остановки кровотечений. Роберт Бойль считал мумию одним из полезнейших лекарств при падениях и ушибах. Врач Джон Холл, зять Шекспира, предлагал средство от эпилепсии из бензойной смолы, пека, порошка мумии и сока руты. Французский король Франциск I всегда носил с собой мешочек со смесью порошка мумии и ревеня, считая это лучшим средством от разнообразных хворей: от ушибов и головной боли, до рези в желудке и переломов. Его невестка Екатерина Медичи также ценила мумию и даже посылала в 1549 году капеллана в Египет, чтобы тот раздобыл это лекарство. До XVIII века включительно мумия применялась от боли в селезенке, кашля, женских болезней, истерических расстройств, боли в суставах, дизентерии, расстройства желудка, «заболеваний головы» и особенно от эпилепсии.

Порой в Египте прибегали и к фальсификации популярного товара. Торговцы скупали тела казненных преступников, высушивали их, как умели, пропитывали битумом и продавали.  Врач короля Наваррского Ги де Лафонтен посетил Александрию в 1564 году и обнаружил у торговца мумиями несколько таких изделий. Но опытный покупатель всегда разоблачит подделку.

Правда, уже в XVII веке появились скептики. Врач и писатель Томас Браун (1605–1682) иронически отмечал: «Египетские мумии, которых Камбиз и время пощадили, сейчас истребляет жадность. Мумия сделалась товаром, Мицраим [Египет] лечит раны, и фараон продается на бальзам». Браун сравнивал поедание мумий с вампиризмом и пиршествами духов гулей-трупоедов из арабских сказок. Но, несмотря на критиков, медицинское использование мумий сходило на нет очень медленно. Последнее упоминание мумии в каталоге лекарств относится к 1909 году, причем это средство продавала крупная фармацевтическая компания Merck, существующая и поныне.

С начала XIX века, после египетских походов Наполеона, спрос на мумии возрос из-за появившегося у европейцев интереса к египетским древностям. Теперь их продавали уже не только на лекарственный порошок, но и в качестве диковины. В 1833 году Фердинанд де Жерамб писал «считалось бы нереспектабельным вернуться из Египта без мумии в одной руке и крокодила в другой». Торговля мумиями и их частями вдохновила Теофиля Готье на создание рассказа «Ножка мумии».

Тогда в Европе возникла и мода на публичные мероприятия по «разворачиванию» мумий, во время которых с мумии снимались льняные пелены и изучалось содержимое. Поскольку техника работы с древностями еще не была развита, многие мумии погибли после таких исследований. Далеко не все «разворачивания» проводились с исключительно научной целью, в викторианской Англии они порой превращались в публичное развлечение.

Всё тот же Теофиль Готье так описывал это «траурное и археологическое» действие, которое он наблюдал в 1857 году: «…внешняя оболочка, из толстого полотна, была разорвана ножницами. Слабый, тонкий запах бальзама, ладана и других ароматических препаратов распространяться по комнате, как запах в магазине аптекаря. Когда был найден конец бинта, мумия была помещена в вертикальном положении, чтобы позволить оператору свободно двигаться вокруг нее и сматывая бесконечную ленту <…> …два белых глаза с большими черными зрачками светились фиктивной жизнью между коричневыми веками. Это были искусственные глаза, которые было принято вставить в тщательно подготовленные мумии. Конечно, пристальный взгляд мертвого лица произвел ужасающий эффект; тело, казалось, с презрительным удивлением следило за живыми существами, которые двигались вокруг него... Мало-помалу тело начала открывать свою печальную наготу... это ли не удивительно, того, кто, казалось бы, принадлежит к области мечтаний, мы видим на столе, в зримой форме, существо, которое ходило под солнцем, жило и любило за пятьсот лет до Моисея, за две тысячи лет до Иисуса Христа?».

Было и еще одно применение мумий. С XVI века европейские художники использовали краску «коричневая мумия», которая изготавливалась из смеси порошка мумии, белой смолы и мирры. Конечно, художники не нанесли мумиям такого ущерба как врачи, поскольку на краску требовалось не так уж много материала. Один лондонский торговец красками говорил, что одна мумия обеспечивала необходимой краской всех его клиентов на двадцать лет.

 

 

«Коричневая мумия» была очень популярна среди художников с середины XVIII по середину XIX века. Ее использовали Эжен Делакруа, английский портретист Уильям Бичи, Лоуренс Альма-Тадема и многие другие. Рассказывали, что французский художник Мартин Дроллинг использовал «коричневую мумию», сделав ее из останков французских королей, извлеченных во время революции из аббатства Сен-Дени. Возможно, что его картина «Интерьер кухни», где много оттенков коричневого цвета, содержит частицы какого-нибудь из Каролингов или Валуа.

Но постепенно пигмент терял популярность. Это было связано и с крайне неоднородным качеством краски (как и в случае с лекарствами, некоторые торговцы фальсифицировали товар, да и мумия мумии рознь). Большую роль сыграло и то, что художники узнали, из чего делается краска, и многим это не понравилось.

Жена художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса вспоминала такую историю. Однажды в воскресный день к ним на обед зашел Лоуренс Альма-Тадема с семьей. Два художника долго обсуждали краски, которыми они пользовались, и Альма-Тадема упомянул, что собирается зайти в мастерскую своего поставщика красок, чтобы взглянуть на египетскую мумию, прежде, чем из нее сделают краску. Бёрн-Джонс не мог поверить, что краска делается из настоящих мумий, он полагал, что это название дано лишь из-за совпадения оттенка коричневого цвета. Когда же его убедили, он немедленно отправился в свою студию, вернулся с тюбиком краски «коричневая мумия» и настоял, что собравшиеся должны подвергнуть тюбик достойному погребению. В результате тюбик был похоронен на зеленой лужайке, а одна из девушек отметила это место, посадив там ромашки. На похоронах тюбика краски присутствовал и юный Редьярд Киплинг, племянник Джорджианы, жены художника. Он также упоминает об этом случае в своих воспоминаниях.

Современный пигмент, который продается под названиями «коричневая мумия» и «фиолетовая мумия», исключительно минерального состава. Основу его (до 60%) составляют минералы гётит и гематит, чем больше гематита, тем краснее оттенок. Также в него включают каолин и кварц. Хотя известная лондонская фирма-производитель красок для художников Roberson’s продавала настоящую «коричневую мумию» до 1964 года и прекратила только, когда исчерпала свои запасы мумий.

Есть и совсем уж неожиданные области, где мумии применялись с пользой. Многие тысячи мумий священных для древних египтян кошек были проданы в Англию, где использовались для удобрения почвы. Есть некоторые свидетельства, что льняная ткань с мумий в США времен Гражданской войны использовалась как сырье для производства бумаги. Видимо, из-за ставшего дефицитом хлопка с плантаций в штатах Юга.

В книге «Простаки за границей» Марк Твен писал про Египет: «…скажу лишь, что топливом для паровоза служат мумии трехтысячелетней давности, скупаемые тоннами, а то и целыми кладбищами, и что нечестивый машинист иногда с досадой кричит: “Пропади они пропадом, эти плебеи, жару от них ни на грош! Подбрось-ка еще фараонов”». Хотя автор снабдил это место примечанием: «Передано мне как факт. За что купил, за то и продал. Я лично готов поверить этому. Я чему угодно могу поверить», это всё-таки шутка писателя. Но шутка, не очень далекая от правды.

polit.ru


Смотрите также