Коллекция книг о живописи и искусстве. Краплак краска


Краплак - это... Что такое Краплак?

Крапп — устаревшее название красящего вещества, прежде имевшего большое значение. Представляет собой толченый корень красильной марены — Rubia tinctorum, а также сходных видов Rubia peregrina и Rubia mungista. Марена - многолетнее растение; корень её длиной от 10 до 25 см. и шириной около 0,5 см., внутри жёлто-красного цвета, снаружи бурого.

История

Ещё в конце XIX века марена культивировалась в очень значительных размерах во Франции, Эльзасе, Голландии, Баварии, Бельгии, Кавказе и Леванте. Годовая стоимость производительности маренного корня в одной только Франции оценивалась не менее 100 млн. франков. На Кавказе существовали тоже очень значительные маренные плантации около Дербента и Шуши. Лучшими сортами считались левантский и авиньонский крапп; левантский крапп поступал в продажу в виде корня, под названием "лизари" или "ализари", европейские сорта большей частью в молотом состоянии.

Выращивание марены (по энциклопедии Брокгауз)

Марена разводится черенками или семенами и собирается обыкновенно не ранее 4-5 лет после посева. На благоприятной для её произрастания почве и в подходящих климатических условиях десятина дает до 200 пд. промытого корня. Выкопанные из земли корни просушиваются на солнце и в таком виде поступают в продажу.

Применение краппа

Употребление краппа как красильного вещества основывалось на содержании в нём пигментов: ализарина и пурпурина.

Ализарин в краппе находится, однако, не в свободном состоянии, а в виде гликозида рубэритриновой кислоты, который при брожении или под влиянием кислот распадается на сахар и ализарин, по уравнению: C26h38O14 + 2h3O = C14H8O4 + 2C6h22O6.

Классические работы Грэбе и Либермана показали, что как ализарин, так и пурпурин представляют производные углеводорода антрацена: первый — диоксиантрахинон C14H6O2(HO)2, второй — триоксиантрахинон C14H5O2(HO)3. Эти работы послужили основанием обширной отрасли химической промышленности, производству искусственного ализарина, быстро вытеснившего из красильной практики К. и крапповые препараты, К.-экстракты. По исследованиям Розенштиля пурпурин — другой пигмента марены — в К. находится не в виде глюкозида, а в виде карбоновой кислоты, псевдопурпурина, которая при нагревании с водой распадается на пурпурин и углекислоту, по уравнению:

Кроме ализарина и пурпурина из К. было выделено ещё два других вещества, стоящих в генетическом отношении очень близко к ализарину: ксантопурпурин, изомер ализарина и мунжистин, по составу карбоновая кислота, стоящая к ализарину в том же отношении, как псевдопурпурин к пурпурину. Применение К. в красильной практике основывалось именно на способности ализарина давать стойкие и яркие цветные лаки с различными металлическими окислами; так, с железом — фиолетового или чёрного цвета, с глиноземом — яркого красного и розового цвета, с оловянной протравой — огненно-красного цвета и т. п.

В особенности значительные количества К. употреблялись в пурпуровом крашении, как и для получения чёрного и коричневого цветов. С целью, по возможности, усилить красящую способность марены, её толченый корень, очень часто предварительно подвергался различной обработке, при чём получался уже препарированный К. или так называемый К. - экстракт. Такого рода предварительная обработка более или менее полно удаляла вредные для окрашивания примеси: смолы, кислоты, сахаристые и пектиновые вещества, и при окрашивании К.-экстрактом всегда получался более живой и яркий оттенок цвета. Одним из наиболее распространенных крапповых препаратов был гарансин; в довольно значительных количествах употреблялось и гарансе. Крапповый цвет (fleur de garance) приготовлялся брожением промытого и молотого К.; пинкоффин обработкой К. в автоклаве перегретым паром; азаль представлял сырой ализарин, извлеченный из К. древесным спиртом.

Уже в начале XX века крапп был практически нацело вытеснен из производства анилиновыми красителями, прежде всего ализарином. В настоящее время крапп в красильной технике не употребляется.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Краски употребляемые для масляной живописи(3)

Краски употребляемые для масляной

 живописи(3)

Краплаки:

- Краплак красный.

- Краплак красный тёмный

Краплаки и золотисто-желтая "ЖХ" представляют собой синтетические краски. Краплаки приготовляют на основе антрахиноновых пигментов, представляющих собой комплексные, интенсивно окрашенные соединения. Золотисто-желтая "ЖХ" приготовляется из кубового желтого пигмента.Цвет краплаков может быть различным в зависимости от состава (применяемых соединений (оксиантрахинона и осадителей). Цвет краплаков, применяемых в живописи - от красного, розового до розовато-фиолетового. Краплак был приготовлен в 1868 году.

Золотисто желтая "ЖХ" - является краской, заменяющей индийскую желтую, и отличается от нее более теплым тоном. Для получения цвета индийской желтой к золотисто-желтой "ЖХ" добавляют травяную зеленую или голубую "ФЦ".

Характерные особенности краплаков состоят в следующем:

  1. Это сильно лессирующие краски, обладают большой укрывистостью;
  2. Краплаки относятся к медленно высыхающим краскам; 
  3. Введение в краплаки лаков или уплотненного масла (№ 1 или № 2) еще больше повышает их яркость;
  4. Золотисто-желтая "ЖХ" в смесях с другими красками замедляет их высыхание. В пастозных слоях она склонна к растрескиванию, особенно в смеси с костью жженой и умброй натуральной. Краска выпускается для нанесения тонких живописных слоев.

Краплаки и золотисто-желтая "ЖХ" обладают низкой светостойкостью. Оба вида красок не изменяются в цвете при воздействии сероводорода и сернистых газов.

Железоокисные краски:

Коричневые оттенки:

Коричневые краски использовались в масляной живописи во все времена. И раньше и теперь большинство коричневых пигментов получали из сырья минерального происхождения - различных земель. Поэтому коричневые краски относятся в основном к так называемым землям. Они обладают разнообразными оттенками, оригинальность которых проявляется в разбеле. Большинство нейтрально в смесях с другими красками.

 

Марс желтый

Пигмент краски представляет собой гидрат окиси железа с включением минерала гидрогематита и органических веществ, придающих краске в пастозных накрасках коричневый оттенок.Марс желтый - краска темно-желтого цвета, в корпусных слоях благодаря присутствию гидрогематита приобретает коричневый оттенок. Пигмент марса желтого, прокаленный при температуре 200-250°, приобретает оранжевый оттенок. При повышении температуры до 400° получают пигмент для марса красного.

Характерные особенности марса желтого:

  1. Это краска быстро сохнущая лессирующая;
  2. При разбеле не теряет своей насыщенности;
  3. Склонна к потемнению при длительном облучении, воздействии солнечных лучей.

- Марс коричневый светлый - также земляная краска светло-коричневого цвета с желтоватым оттенком. По цвету и свойствам напоминает сиену натуральную но несколько темнее. Относится к полулессировочным краскам. Пигмент содержит значительное количество окиси железа и окись кремния; присутствие последнего ускоряет высыхание краски. В смесях ведёт себя подобно охре тёмной.

- Марс коричневый тёмный - краска глубокого тёмно-коричневого цвета, более укрывистая, чем марс коричневый светлый, в разбеле имеет холодноватый оттенок. Пигмент по составу является глинистой породой, окрашенной окислами железа и марганца. Для производства пигментов используют залежи земель в районе Ладожского озера. Нейтральна в смесях с другими красками, кроме кадмиевых.

Марс коричневый темный прозрачный

Пигмент краски представляет собой смесь гидроокиси и окиси железа с включением незначительного количества марганца. По цвету и химическому составу мало отличается от предыдущей краски. Но в отличие от марса коричневого тёмного обладает высокими лессирующими свойствами; пигмент готовят искусственным путём. Хорошо ведёт себя в смесях со всеми красками.Это краска темно-коричневая, отличающаяся чистотой и глубиной тона при пастозном нанесении. Тон краски в разбеле остается в одной гамме с исходной краской. Наличие в пигменте марганца придает ей теплый оттенок и снижает глубину коричневого тона.

Характерные особенности указанной краски состоят в том, что:

  1. Она быстросохнущая;
  2. Фактура ее при нанесении остается стабильной.

Марс оранжевый

Пигмент краски представляет собой смесь гидроокиси и окиси железа.В корпусном слое эта краска красно-коричневая, в лессирующем - красно-оранжевая. Марс оранжевый напоминает сиену жженую, но отличается от нее большей глубиной непрозрачностью в корпусном слое. В разбеле краска - оранжевая.

Характерные особенности марса оранжевого:

  1. Краска представляет собой пластичную пасту и легко разносится по холсту.
  2. На краске хорошо фиксируются мазки кисти.

- Марс чёрный

 

Английская красная

Пигмент для краски представляет собой окись железа с незначительной примесью сернокислого алюминия. Пигмент получают методом прокаливания железного купороса.Английская красная - краска красно-коричневого цвета большой интенсивности. Цвета краски благодаря включению в пигмент сернокислого алюминия имеют чистые оттенки.

Характерные особенности английской красной:

  1. Она обладает высокой красящей и кроющей способностью;
  2. Тёмные сорта английской красной ранее называли венецианской или помпейской красной, она занимает промежуточное место между английской красной и красной охрой.
  3. При обжиге окиси железа с поваренной солью получают пигмент темно-красного цвета с фиолетовым оттенком, краска, приготовленная из такого пигмента, носит название капут-мортуум, который дает в разбеле гамму фиолетовых тонов.

- Капут-мортуум светлый

 

Охра светлая и золотистая

Пигмент краски представляет собой природный кристаллический гидрат окиси железа с некоторым количеством глины. В охре светлой содержится от 12 до 25% гидрата окиси железа, в охре золотистой его количество может быть до 70-75%.

- Охра светлая - имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, так как это краска не яркая и не интенсивная.

- Охра золотистая - отличается землистым оттенком и более теплая по тону, чем охра светлая.

Характерные особенности этих красок:

  1. В корпусных мазках охра светлая и золотистая из-за медленного высыхания на всю глубину красочного слоя может изменить цветовую однородность цвета;
  2. При контакте с железными предметами, например при работе мастихином (растирании или нанесении краски), может быть вызвано некоторое ее позеленение.

Охра тёмная

Охра темная по составу аналогична охре светлой, отличается от нее лишь высоким содержанием гидрата окиси железа, доходящего до 60-66%. Пигмент охры обычно содержит некоторое количество органических примесей.Цвет охры - темно-коричневый, отличающийся очень теплым тоном с оранжевым оттенком в тонких, лессирующих слоях. Краска обладает большой цветовой насыщенностью. Разбел охры имеет коричнево-розоватый цвет. Сырьё для пигмента в нашей стране добывают в районе Петрозаводска. По своему химическому составу пигмент представляет собой гидрат окиси железа. Нежелательны смеси со свинцовыми белилами, марганцевой голубой, желтыми и красными кадмиями.

Характерные особенности охры темной:

  1. Высыхая, краска незначительно темнеет, что придает ей более глубокий тон;
  2. Краска полулессирующая; 
  3. При надобности ее следует разводить отбеленным или лучше уплотненным маслом;
  4. При повышенной температуре склонна к загустению.

Охра красная и охра красная прозрачная

Охра красная и охра красная прозрачная по составу аналогичны выше описанным охрам. Этот вид охр относится к так называемым прокалочным (при нагревании охры светлой она приобретает красный цвет).

Охра красная - имеет красно-кирпичный цвет средней интенсивности, в разбеле розовато-желтая.

Охра красная прозрачная - отличается от красной менее коричневым оттенком.

Характерные особенности:

  1. Обе краски кроющие; 
  2. Охра красная прозрачная отличается от охры красной более высокими лессирующими свойствами.

                Окончание в следующем выпуске...

Copyright PostKlau © 2015

www.postklau.ru

Как работать над пейзажем масляными красками - А. В. Виннер

Красные красящие вещества

Красная земля — природная земля различных оттенков: от светло-розового и красного, до темно-красного и вишнево-красного. Принадлежит к группе железных красок: красящим началом ее являются соединения железа в виде его окиси. Наиболее красивые по своим оттенкам красные земли добываются в Акчанкульском месторождении (Киргизская ССР) — вишнево-красного цвета; в Актюбинском (близ г. Актюбинска) — темно-вишневого цвета; в Халиловском (Чкаловская область) и Малкинском (Северный Кавказ) — красного цвета; в Червонной балке (близ г. Кривой Рог) — ярко-красного цвета.

Красные земли хорошо смешиваются с маслом и берут его от 40 до 50 %. Они светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтых кадмиев. Смеси с ними нередко дают потемнение первоначального тона.

Приготовление пригодной к живописи краски из натуральной красной земли несложно. Ее измельчают и четыре раза отмучивают в чистой воде. При стирании красной земли с маслом необходимо ввести в пасту не менее 3—5 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.

Красные краски из туфа бывают различных оттенков: от розового до вишнево-красного. Получают их из армянских туфов Шахназарского месторождения Степанованского района. Туфы измельчают, три-четыре раза отмачивают в воде, а затем полученный тонкий красочный порошок высушивают и стирают с маслом и небольшим количеством воска (2—4 часта). Приготовленные таким образом краски отличаются очень красивыми оттенками. Они вполне светоустойчивы и прочны как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.

Лиловая туфовая краска отличается красивым и глубоким по тону темно-лиловым цветом холодного оттенка. Добывается она в Ахтинском месторождении (Армянская ССР, Ахтинский район). Лиловая туфовая краска светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок.

Английская красная — натуральная природная земля, добываемая в Малкинском месторождении (Северный Кавказ). Ее приготовляют также искусственно посредством прокаливания железного купороса или смеси его с сернокислым алюминием при температуре 700—800° C. В отдельных случаях ее получают прокаливанием охр.

Искусственная английская красная хорошо смешивается с маслом и берет его от 30 до 48 %; к пасте необходимо добавлять не менее 3—4 весовых частей отбеленного воска. Эта краска вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением желтого кадмия; в смеси с ним она склонна к потемнению.

Капут-мортуум — искусственно приготовляемый пигмент темно-красного цвета с синевато-фиолетовым оттенком, состоящий из окиси железа. Получают его прокаливанием смеси железного купороса с поваренной солью. В сочетании с белилами дает превосходную, очень своеобразную по своим оттенкам гамму фиолетовых тонов. Капут-мортуум хорошо смешивается с маслом и берет его от 40 до 55 %. Для приготовления краски хорошего качества необходимо в красочную пасту ввести не менее 4—7 весовых частей отбеленного пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре.

Красный марс — искусственно приготовляемый минеральный пигмент красного цвета различных оттенков: от светло- до темно-красного. Состоит он из соединений железа. Отличается прозрачностью в тонких слоях. С маслом смешивается хорошо и берет его от 40 до 42 %; к пасте необходимо добавлять 2—3 весовые части пчелиного воска, предварительно растворенного в скипидаре. Красный марс — вполне светоустойчивая и прочная краска как в чистом виде, так и в смеси с большинством красок, за исключением желтых кадмиев, в смеси с которыми он склонен к потемнению.

Натуральная киноварь — природный минеральный пигмент различных оттенков: от ярко-красного до темно-красного. Состоит из кристаллической сернистой ртути. Отличается исключительно красивым, звонким и глубоким по своему тону цветом. Лучшие сорта природной киновари добываются в нашей стране в Донбассе (Никитовское месторождение), в Киргизской ССР (Чачбай-Хайдарканское месторождение), в Забайкалье (Нерчинское месторождение) и других местах. Природную киноварь промывают в воде и очень тонко измельчают. Делается это посредством растирания ее в течение длительного времени на каменной доске курантом. Растирание киновари курантом производят обязательно с добавлением воды. Очень тонко измельченный порошок киновари несколько раз отмучивают в воде, освобождая от различных примесей, и обрабатывают затем слитой с кислых щей жидкостью, кислым яблочным соком или винным уксусом.

Хорошо измельченная киноварь, не содержащая посторонних примесей, — светоустойчивая и прочная краска. Ее не следует смешивать лишь с зелеными и синими медными красками: малахитовой зеленью, медными лазурями, медными зелеными и берлинской лазурью, так как в сочетании с ними она быстро чернеет и разрушается. Киноварь хорошо смешивается с маслом и берет его до 25 %. Надо пользоваться только облагороженными и уплотненными на солнце и воздухе маслами. Чтобы не происходило какого-либо изменения цвета красочного слоя киновари в живописи, необходимо наносить ее топкими, быстро просыхающими слоями, иначе она может потемнеть.

Искусственная киноварь приготовляется посредством сплавления серы и ртути. Лучшие ее сорта получают из чистой ртути и серной печени. Полученная по этому способу киноварь отличается повышенной светоустойчивостью и стойкостью к различного рода внешним влияниям. Искусственную киноварь также следует стирать только на хорошо уплотненных и облагороженных, быстро просыхающих маслах. Ее не рекомендуется смешивать с медными красками и берлинской лазурью, так как от этого она быстро чернеет и разрушается.

Красный кадмий — искусственная минеральная краска, состоящая из селенисто-сернистого кадмия; получается прокаливанием при 580° C смеси (шихты), в которую входят углекислые соли кадмия, сера и селен. Эта краска обладает красивым, но не глубоким по тону красным цветом различных оттенков — от светло-красного до темно-красного и пурпурного. С маслом высыхает хорошо и берет его от 75 до 80%. Красный кадмий светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, за исключением персиковой черной и жженой черной кости. В смеси с ними чернеет и разрушается. Следует избегать также смешивать его с медными зелеными и синими красками и берлинской лазурью. В отдельных случаях, особенно когда красный кадмий содержит частицы свободной серы и селена, он в сочетании со свинцовыми белилами, охрами, натуральной сиеной и зеленой землей способен изменять свой первоначальный тон и темнеть.

Краплак — красящее вещество растительного происхождения, извлекаемое из корней красильной морены, или крапа, произрастающего в Азербайджанской ССР, в Крыму и Астраханской области. В корнях морены содержится красящее вещество — ализарин. Его получают из корней, вываривая их в воде, затем осаждают из раствора на глинозем и получают краплак. Приготовленные таким образом краплаки представляют собой краски, состоящие из красителя — ализарина, неразрывно связанного с глиноземом. Эти соединения нерастворимы в воде.

Краплаки обладают очень ярким, интенсивно звучащим красным цветом разнообразных оттенков: от светло-розового до темно-красного; они отличаются исключительной прозрачностью.

Темно-красные, густых тонов натуральные краплаки вполне прочны, светоустойчивы и стойки к внешним воздействиям; розовые и светло-красные краплаки менее прочны.

Краплаки хорошо смешиваются с маслом и берут его 68 %; при стирании краплака с хорошо облагороженным и уплотненным маслом необходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.

рании краплака с хорошо оолагороженным и уплотненным маслом не-обходимо ввести в состав связующего вещества краски не менее 5 частей (по весу) мастиксового или даммарного лака.

В настоящее время наши заводы вырабатывают не натуральные краплаки, а их имитация, приготовляя последние на основе ализаринового красителя, получаемого искусственным путем из каменноугольной смолы, с последующим осаждением его на сернокислый барий (бланфикс) и гидрат окиси алюминия. Краплаки этого вида, являющиеся заменителями натуральных, высыхают с маслом очень медленно, правда, смешиваются с ним удовлетворительно и берут его от 120 до 140%. Чтобы ускорить просыхание красочного слоя этого вида краплака, необходимо стирать его на хорошо уплотненных и облагороженных маслах, добавляя в красочную пасту не менее 5—б частей (по весу) мастиксового или даммарного лака. Следует остерегаться смешивать краплак с цинковыми и свинцово-цинковыми (кремницкими) белилами, охрами, коричневыми землями, умброй, так как он обесцвечивается. Не надо также соединять его во избежание потемнения с желтыми кадмиями, марсами, жженой черной костью, виноградной и персиковой черной и франкфуртской черной. На эти краски (после их просыхания) краплак вполне можно наносить лессировкой.

hudozhnikam.ru

Краплак

Краплак – экстракт отвара корней марены красильной (rubia tintorium) или мальвы. Этот пигмент использовался еще в античном Египте, Греции и Риме, как дающий наиболее стойкий цвет от густого красно-коричневого до рубиново-малинового. Считается, что этот растение было привезено в Европу крестоносцами и культивировалось там с 13 века. Марена должна быть выкопана из земли и оставлена сушится небольшими стопками. Через 2-3 дня пучки марены собирают и оставляют сушиться в хорошо проветриваемом помещении.

Сухие корни чистят от коры, измельчают и размалывают до пудры. Некоторые виды марены не могут быть использованы сразу, Азиатская и голландская марена должна ферментироваться в бочках около года. Лучшая Европейская марена происходит из Нидерландов, но та, что происходит из Смирны, намного лучше.

Пигмент получается насыщенным, краска очень легкая, поэтому его необходимо разбавлять. Для этой цели берут глину или квасцы. Пигменты, полученные таким путем, называются лаками. Лаки – это соединения растительных пигментов с магнезией и глиноземом. Лаки прозрачны, тона многих очень красивы, но по степени противостояния свету они гораздо ниже минеральных красок. Краплак содержит почти 100 процентов объема таких добавок. Краплак – это очень прозрачный и стойкий (при правильном использовании и отсутствии прямого солнечного освещения) сверкающий рубиново красный цвет. Во времена Вермеера это был один из очень немногих ярко-красных пигментов. Прозрачность делает его идеальным для лессировки. Им активно пользовался Эль Греко, накладывая краплак поверх более светлого тона, как в картине «Христос, изгоняющий торговцев из храма». Более традиционным является использование очень сильно разбавленного краплака, ровными мазками, покрывающими поверхность, как на портрете Филипа 4, у Веласкеса.

Вермеер не использовал эту технику, так как он не писал красных драпировок. У Вермеера краплак встречается в лессировке поверх киновари, красного пигмента с выраженным оранжевым оттеком. Эта лессировка не только усиливает тусклую киноварь, но и предохраняет от выцветания. В картинах художника этот прием использован не неоднократно. Вначале объект прописывался киноварью, в которую добавлял белый для более светлого тона, черный – для более темных тонов. Черный использовался довольно скупо, так как он придавал цвету мрачный оттенок. Когда киноварь высыхала, участок покрывался краплаком.

Краплак придавал киновари глубину, сравнимую с современным ярким красным кадмием. Этот прием использован в красном сатиновом платье «Дамы с бокалом» и в картине «Девушка в красной шляпе». Краплак также часто использовался (в смеси свинцовых белил и желтой охры или как лессировка) для придания розового цвета таким частям лица как губы, щеки. Губы у «Девушки с жемчужной сережкой» были прорисованы краплаком. Некоторая монохромность лиц на портретах у Вермеера может быть следствием того, что краплак, используемый в небольших количествах, выцветаем со временем. Вермеер также использовал краплак в смеси с черной на этапе наброска композиции и в затененных тонах тел, как и другие дельфтские живописцы.

www.ukoha.ru

КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ Художнику на заметку. Краткая информация о масляных красках, пигментах, химическом составе.

КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ

Свинцовые белила. Краска относится к наиболее древним и до конца 18 века была единственной белой краской, употребляемой в станковой живописи. Обладает значительной укрывистостью, но несколько желтовата в тоне. Обладая многими полезными свойствами, с.б. не терпят смеси со многими красками: с кобальтом синим и фиолетовым светлым, капут-мортуум, краплаком красным и ультрамарином наблюдается потемнение тона с течением времени; с кобальтом фиолетовым темным, с марганцовой голубой, охрой темной, с марсом коричневым темным и светлым и некоторыми другими красками наблюдается высветление тона.Цинковые белила. В 1796 году был взят в Англии патент на их изготовление. На масле ц.б. имеют слабую укрывистость и довольно медленно сохнут, а в толстом слое, в отличии от свинцовых, хрупки, образуют трещины. Просыхание идет в глубину, а не с поверхности, как у свинцовых белил, и, высохнув, не дают отлипа. В масляной живописи ц.б. используются во всех смесях и стоят на первом месте по употреблению. Прочны сами по себе, и в смесях.Титановые белила. В живописи краска стала использоваться с 1912 г. в Норвегии и США. Сами по себе титановые белила очень прочны, представляют собой тонкий, довольно легкий порошок, более укрывисты, чем свинцовые. На льняном масле не связываются, так как темнеют и очень плохо сохнут. Их готовят на пентомасляном связующем, на котором они сохнут медленнее, чем свинцовые и цинковые. Согласно Рербергу и Виннеру, т.б. в смеси со многими красками обесцвечиваются, в частности; со всеми кадмиями, с кроном желтым, берлинской лазурью, ультрамарином, кобальтами и некоторыми другими. Краски на титановых белилах, покрытые масляными копаловыми лаками, темнеют.Охра светлая. Краска известная еще в каменном веке. Охры - глины и их разновидности, богаты окислами железа, от содержания которых зависит их цвет, а также от содержания некоторых других примесей. По употреблению о. стоят на втором месте после белил, используются во множестве смесей, чаще всего для смягчения тона краски. По прочности в масляной живописи о. стоят на одном из первых мест; прочны сами по себе и в смесях. Охрами можно лессировать, чаще всего в целях смягчения тона. Скорость просыхания белил 2-3 дня, с цинковыми белилами - на 3-4-й день. Используют в станковой живописи, фреске и энкаустике.Охра золотистая. Все, что было сказано об охре светлой, можно отнести и к охре золотистой.Стронциановая желтая. Краска желто-лимонного цвета, представляет собой соли хромовой кислоты. Относится к той же группе красок, что и баритовая, хромовая и цинковая желтые. Известна со 2-й половины 19 века. В масляной живописи с.ж. прочнее большинства минеральных красок (искусственных) лимонного оттенка и почти не меняется в смесях.Кадмий желтый (лимонный, светлый, средний, темный и оранжевый). Краска, наиболее употребляемая художниками, и используется во многих смесях. В химическом отношении - сернистый кадмий, впервые был предложен к употреблению 1817 г. В краске не присутствует свободной серы, поэтому она прочна во всех отношениях. Желтые кадмии опасны в соединении с медными красками и, в меньшей степени, железоокисными охрами и марсами. Наименее прочны светлые сорта кадмия ж., темные - вполне прочны. Необходимо опасаться соединений ж.к. со следующими красками: стронциановой ж., темными охрами, коричневыми марсами, умброй натуральной, коричневой Ван Дейка, краплаком фиолетовым, ультрамарином, кобальтом фиолетовым и костью жженой. Скорость просыхания краски средняя или низкая.Массикот. Краску получают на первых стадиях прокаливания свинцовых белил. Краска непрочна во всех отношениях и ядовита, как все свинцовые краски.Шафрановая желтая. Краска очень распространенная у русских художников 14-17 вв.; относится к растительным лаковым краскам. Очень яркая. Ее использовали как в чистом виде, так и в смесях с ярьмедянкой, крушиновым лаком и многими другими. Получают из соцветий шафрана экстрагированием. Непрочна, как многие органические красители.Сиены натуральная и жженая. С.н. представляет собой натуральную желтую охру, но с большим содержанием окислов железа. Вместо глины (или в большей части) в сиене содержится кремнезем. Краска прочна и имеет высокие лессировочные свойства. При прокаливании с.н. получают сиену жженую, красно-коричневую, очень интенсивную, лессирующую в тонком слое и значительно укрывистую в корпусном. Обе краски используются во всех видах живописи. Скорость просыхания их значительна.Умбра натуральная и жженая. У.н. - разновидность темных охр, окись и гидроокись железа и марганца. От желтых охр отличается содержанием в ней марганца, который придает ей темный цвет, часто с зеленоватым оттенком. Марганец, являясь сильным сиккативом, значительно ускоряет просыхание умбры. Ее часто вводят в верхний слой грунтов в качестве имприматуры, заставляющей быстро просыхать лежащие на ней краски. У.н. обладает сильно лессирующими свойствами. При прокаливании у.н. приобретает глубокий красно-коричневый тон с рыжеватым оттенком. Обе краски светостойкие, но в некоторых смесях могут изменять свой тон: свинцовыми белилами, волконскаитом, глауконитом, марганыовыми и со всеми кадмиевыми красками, марсами, краплаками, ультрамарином, с черными (костью ж., виноградной и персиковой) дает различные изменения тона, а с некоторыми красками - растрескивания.Краски марсы: желтый, коричневый, английская красная, венецианская красная, капут мортуум, индийская красная. Современные марсы появляются в середине 19 века, за исключением капут мортуум, известной задолго до этого. Они состоят из окислов железа и глинозема, как и охры, но цвет их более интенсивный и прочность более значительна. Простейший способ приготовления - мокрый, заключается в смешании железного купороса с известковым молоком. Полученный в результате зеленоватый осадок окисляют на воздухе, отчего он приобретает желтый цвет. Осаждением его на глинозем, получают желтый марс - исходная краска. Прочие марсы получают прокаливанием желтого марса. Все марсовые краски очень прочны, может быть, наименее прочной из них краской является желтый марс.Коричневая Ван Дейка. Краска представляет собой природный бурый уголь, разложившийся под водой. В состав краски входят окислы железа и перегнившие животные и органические остатки, а также серные соединения. Краска прозрачная, малопрочная, бледнеет на свету и с белилами теряет свой теплый оттенок; сохнет медленно.Охры красные. Встречаются в двух разновидностях: природные земли и прокаленные охры. Их основное отличие - природные красные охры окрашены безводной окисью железа и содержат его больше, чем прокаленные. Все виды красных охр устойчивы к свету, атмосферным влияниям, прочны сами по себе и в смесях с другими красками.Киноварь. Одна из древнейших красок; встречается в двух разновидностях: натуральная горная киноварь и искусственная - ртутная и сурьмяная. В химическом отношении - сернистая ртуть. При изготовлении горной киновари минерал измельчали обязательно с водой, промывая несколько раз, отмучивали, сушили и снова промывали, но уже в урине, винном спирте, уксусе. Такая промывка позволяла избавиться не только от примесей, но главное, от свободной серы. Творят ее на камеди.Сурик свинцовый. Получают прокаливанием свинцовых белил. Краска очень сиккативная и очень непрочная. Его чаще используют в качестве сиккатива при варке олиф, а также позолотчики - в полимент.Кадмии красные светлые, средние и темные. Открыты в начале 20 столетия в 10-20 годах. Относятся к сернистым соединениям, но по прочности превосходят желтые кадмии. Наиболее прочные - темные сорта. Их чаще употребляют в смесях с желтыми кадмиями. Их нельзя смешивать со свинцовыми и медными красками. С охрами темными, марсами коричневыми, умброй натуральной, ультрамарином, т.к. может вызвать высветление или загрязнение тона.Краплак. До середины 19 в. это была растительная краска, сегодня ее готовят из каменноугольного дегтя. Краплак красный более прочный, чем фиолетовый. Наиболее опасны смеси краплака со свинцовыми красками, стронциановой желтой, окисью хрома, марганцовыми голубыми, кадмиями, умброй натуральной. Он дает растрескивание красок с углеродистыми соединениями. Сохнет медленно.Ультрамарин. Существует двух разновидностей - природный и искусственный. Природный у. получают из минерала лазурит, лучшие сорта которого находят в Азии. Краску из него готовят чрезвычайно сложным способом. Натуральная краска обладает уникальной прочностью и особой глубиной цвета. Ее можно употреблять во всех видах живописи. Искусственный у. стали производить с 1827 г. По своему химическому составу она похожа на природную, но качество ее зависит от чистоты очистки компонентов входящих в нее. Он плохо переносит смеси со свинцовыми красками, с кадмиями, охрами и прочими земляными красками и краплаками. Его лучшее употребление - в лессировках.Железная лазурь. Краска была открыта в Германии в 1704 - усовершенствована в 1724гг. Краска имеет необыкновенную силу тона и в разбеле дает очень яркие голубые тона, соседство с которыми не выдерживают ни одна из известных красок. Краска не обладает высокой прочностью и не выносит щелочей - непригодна в фреске. На свету высветляется, но в темноте вновь восстанавливает первоначальный цвет. Ж.л. не выдерживает смеси с краплаком, горной киноварью, всеми оттенками желтого кадмия, костью жженой, натуральными землями, свинцовыми красками, изумрудной зеленой. Сохнет хорошо в глубину.Кобальты - синий светлый и темный, перулеум, синий спектральный, зеленый. Кобальт синий был получен в конце 18 в. Все кобальтовые краски довольно прочные соединения. Из-за большого поглощения масла, они могут вызвать трещины в живописи. При вечернем освещении темные синие кобальты теряют свой цвет, кажутся черными. Все кобальты сиккативны, смеси с ними других красок просыхают достаточно быстро. На сегодняшний день к. являются единственными прочными синими красками.Азурит. Медная краска, получаемая из минерала того же названия. Ее готовят перетиранием минерала в порошок и промывкой щелочью. В качестве щелочи используют водный раствор поташа. Более грубый перетир дает более красивую синюю краску. Краска со временем изменяется в цвете.Индиго. Очень красивая синяя краска, получаемая экстрагированием из индигоносных растений. Но очень непрочна.Волконскоит. Зеленая краска, получаемая из минерала того же названия. Минерал впервые был обнаружен в начале 19 в. на Урале. Цвет - луковично-зеленый. Минерал не имеет постоянного химического состава и цвет его колеблется. Краска очень прочная, лессировочная, но очень медленно просыхает на масле. При изготовлении краски используют очень высокосиккативные связующие.Окись хрома и изумрудная зелень. Обе краски относятся к хромовым, впервые открытым в 1793 г., а получившим использование в живописи в 1862 г. Обе краски вполне стойкие к свету, атмосферным воздействиям и в смесях с другими красками. Окись хрома имеет очень высокую укрывистость, изумрудная - лессировочная.Вивианит. Сине-зеленая охра, синяя болотная руда. На воздухе окисляется, быстро меняя свой цвет на: зеленовато-голубой, индигово-синий, темно-синий, черно-синий до бурого. Эти изменения являются основным отличием его от других минералов. Он прозрачнее охр, хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями. Употребляется в любом виде живописи, но отрицательно реагирует на известковосодержащие составы, поэтому использование его в стенной живописи небезопасно.Ярь-медянка. Одна из распространенных красок художников 10-17 вв. Способы ее приготовления в Западной Европе и у русских художников основывались на свойстве меди давать с разными кислотами зеленые и голубые соли. До 16 в. медную ярь использовали в основном в книжной миниатюре и иконописи. В 17 в. ее стали применять в стенной живописи по сухой известковой поверхности на желтковой эмульсии. На масле она быстро темнеет и на любом связующем в смесях с другими красками - очень непрочна. Лучшее ее использование в качестве лессировочной.Глауконит. Зеленая охра, называемая у русских художников празеленью. Ее использовали как в станковой живописи, так и стенописи. В конце 18 в. в перечне русских красок она уже не встречается. На воздухе она быстро окисляется, теряя свой цвет - буреет. В масляной живописи - вполне прочная.Малахит. Медная зеленая природная краска, получаемая из минерала малахит. В химическом отношении похожа на минерал азурит. В 15 в. ее использовали в иконописи, а с 16 - стали применять в стенописи. Краска весьма прочная.Черные краски: слоновая и кость жженая, виноградная и персиковая черные, сажи. Черные краски представляют собой продукты сжигания, где красящим началом является углерод. Чаще, это искусственно сжигаемые растительная или животная клетчатки, реже - природные (минерал шунгит). Продукты обугливают без доступа или с небольшим доступом воздуха.Слоновую кость готовят сжиганием слонового бивня, моржового клыка или оленьего рога. С.к. - краска с теплым бархатистым оттенком. На масле просыхает плохо, поэтому требует сиккативных добавок. Малоукрывиста. Пригодна для всех видов живописи. В нее часто вводили другие пигменты, для улучшения тех или иных ее качеств: окись хрома, железную лазурь, ярь-медянку. Она не терпит смеси со всеми кадмиями - сернистыми соединениями.Виноградная черная является одной из наиболее стойких и прочных красок. Она смешивается со всеми красками, за исключением кадмиев. Ее готовят из молодых побегов, виноградных выжимок и высушенного отстоя виноградного вина.Персиковую черную готовят на подобие виноградной - из молодых побегов персикового дерева или из персиковых косточек. Краска вполне прочная. Сажи. Получают путем неполного сжигания органических веществ богатых углеродом: жирных растительных масел, животных жиров, смол, продуктов нефтепереработки, природных нефтяных газов. Дегтеобразные вещества, которые могут содержаться в саже, удаляют путем прокаливания сажи в тиглях и дальнейшей промывкой в спирте, скипидаре или в жидком горячем растворе едкого калия или натра. Из-за чрезмерной тонкости частиц сажа может мигрировать в живописи на масле из нижних слоев в верхние.

С сайта ttp://www.xxc.ru/.

www.galeryram.ru

№339 Краплак, Краска художественная масляная, 40 мл., Малевичъ

  • № 100 Белила цинковые

  • №101 Белила титановые

  • №119 Желто-зеленая

  • №200 Кадмий желтый светлый

  • №201 Кадмий желтый средний

  • №203 Кадмий лимонный

  • №205 Охра золотистая

  • №206 Охра светлая

  • №300 Английская красная

  • №302 Кадмий красный светлый

  • №303 Кадмий красный темный

  • №304 Кадмий оранжевый

  • №306 Розовая темная

  • №309 Охра красная

  • №333 Неаполитанская розовая

  • №339 Краплак

  • №353 Коралловая

  • №354 Светло-розовая

  • №390 Неаполитанская желтая

  • №402 Марс коричневый светлый

  • №403 Марс коричневый темный

  • №404 Марс коричневый прозрачный

  • №405 Сиена натуральная

  • №406 Сиена жженая

  • №501 Ультрамарин

  • №505 Кобальт синий

  • №507 Бирюзовая

  • №528 Голубая пастельная

  • №600 Салатовая

  • №602 Кобальт фиолетовый светлый

  • №603 Кобальт фиолетовый темный

  • №606 Зеленая ФЦ

  • №617 Лиловая

  • №704 Болотная

  • №705 Кобальт зеленый темный

  • №706 Кобальт зеленый светлый

  • №709 Морская волна

  • №716 Травяная зеленая

  • №727 Оливковая

  • №732 Малахитовая

  • №733 Мятная

  • №752 Голубая ФЦ

  • №753 Фиолетовая

  • №755 Берлинская лазурь

  • №759 Небесно-голубая

  • №808 Серая светлая

  • №810 Телесная

  • №820 Серая

  • №870 Черная

  • №890 Краплак розовый

  • xn--1-7sbyiixke.xn--p1ai


    Смотрите также