История возникновения красок. История краска


История возникновения красок - растительных и масляных

История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах.

Первые рисунки растительными красками - история возникновения красокПервые рисунки растительными красками

Эти рисунки сохранились до наших дней. В качестве красок пещерные люди использовали уголь и охру.

Растительные краскиРастительные краски

Позднее к этим растительным краскам стали добавлять животные жиры и краски стали держаться дольше. Со временем появлялись новые разновидности красок. Так в среднем веке завоевали популярность новоизобретенные масляные краски. Интересно то, что очень долго изобретателем масляных красок считали голландца Ян Ван Эйка. В то время данный вид краски изготавливали на основе растительных масел и яичного желтка с добавлением некоторых веществ, которые на сегодняшний день остались неизвестны.

В 20 веке были найдены документы, которые свидетельствуют о то, я что масляные краски были изобретены задолго до Ян Ван Эйка.

В 2001 году в Афганистане были разрушены большие статуи Будды, из-за чего пострадали пещеры, к которым обратились взоры ученых. Там были найдены картины, нарисованные масляными красками. Возраст этих картин относится к середине 7 века до н. э. Получается, что возникновения масляных красок относиться к более раннему периоду, нежели их появление в Европе.

Вообще история красок очень занимательна. Некоторые из них стоили очень дорого. Бывали даже случаи, когда использование тех или иных красок были возможны только при предварительной оплате заказчика картины.

Синяя краска (ультрамарин) привозилась в Европу из Афганистана и Ирана. Дисбах в начале 17 века смог получить путем химических опытов краску синего цвета и назвал ее «берлинская лазурь». Она стала отличной альтернативой ультрамарину. Через столетие француз Жан Батист Жиме смог изобрести «французский ультрамарин», который стал более дешевым материалом.Минусом получаемых искусственных красок была их опасность для человеческого здоровья. Особенно была опасна изумрудно зеленая краска, которую получали из мышьяка, уксуса и окиси меди. Именно эта краска была использована при отделке дома Наполеона на острове Святой Елены. Некоторые ученные даже считают, что именно эта краска стала причиной скорой смести великого полководца.

История использования масляных красок

В прошлом столетии при отделке помещения широко применялись масляные краски. Более того они применялись повсеместно. В жилых и производственных помещениях, для общественных помещений и для отделки фасадов. Конечно,и масляная краска не отличалась стойкостью к внешним воздействиям, поэтому фасады зданий приходилось часто ремонтировать. В помещениях, где была повышенная влажность, масляные краски также не служили долго. И очень скоро краски стали вытеснять более качественные и стойкие материалы. Появление новых отделочных материалов для декорирования: обои, плитка и так далее быстро заняли место масляных красок.

Масленые краскиМасленые краски

Сегодня существует огромное многообразие красок, отвечающие требованиям самых придирчевых потребителей. Однако обзор существующих разновидностей красок, особенностей их применения это материал совсем другой статьи.

shkolnaiapora.ru

История красок. Часть вторая: bykovvg_1952

Красный

  Тернера много раз предупреждали, что не стоит использовать краски, которые тускнеют со временем, но тогда, в далеком 1835 году, мастер романтического пейзажа, мысленно представляя себе багровый закат над бущующим морем, выбрал из всей палитры самый яркий алый оттенок, несмотря на увещевания специалистов. А может быть, ему понравилась сама идея постепенного исчезновения цвета с картины....

53.jpg

Кроваво-красная краска ( или кармин) , которой Тернер рисовал закат, была действительно изготовлена из крови. Этот краситель много веков считался настоящим сокровищем у инков и ацтеков,а потом еще несколько столетий особенно ценился у испанцев, которые ревниво хранили рецепт краски в секрете. Краску использовали для одежд королей и кардиналов, кармином красили губы модницы и звезды сцены, и его же наносили на холсты великие художники. И всем было наплевать, сколько продержится краска, поскольку в первый день кармин, или кошениль, как его еще называли, был самым алым из всех природных красителей....Кармин получают из кошенильных червецов, дешевые червецы в Перу, где рабочая сила дешевле, да и сами насекомые растут без особого присмотра... кармин рождается между туманами и морозами там, где земля стоит дешево, зато на бесплодной почве растет большое количество какутусов вида опунция, на которых паразитируют крошечные насекомые.

C.jpg

Хотя червецы - это паразиты, но ценятся они не меньше, чем благородная плесень при производстве десертных вин. Этот ярко-алый краситель никогда не станут применять для покраски тканей, предназначенных для пошива буддийских одеяний: слишком много смертей связано с производством кармина, но в 21 веке женщины охотно мажут губы кровью насекомых, румянят ею же щеки, а в США это один из немногих красителей, разрешенных при производстве теней для век. И наконец, оказывается, мы потребляем кармин литрами, поскольку его добавляют в колу, да и в другие продукты тоже. Это пищевая добавка Е120.  ... Во многих культурах красный - это одновременно цвет жизни и смерти, такой вот парадокс. В современном обществе красный - это многогранная метафора, это воплощение гнева, любви, цвет бога войны, цвет власти. Эти концепции были понятны и древним людям. В языке племени команчей одно и то же слово обозначает "красный", "круг" и "цвет" в принципе, то есть красный цвет считался чем-то фундаментальным, включающим в себя все сущее.

                   maya-civilization.jpg

...Краска, которую Тернер купил в Лондоне, определенно была изготовлена из той кошенили, что тоннами вывозили из Америки. А вот живи он парой столетий раньше, ему пришлось бы довольствоваться краской, которую тоже называли кармином, но производили из жучков, обитающих в Старом Свете. По размеру эти братья мексиканской кошенили ( они называются кермесовыми червецами) чуть длиннее, чем ноготь пятилетнего ребенка, и почти такие же твердые, но концентрация красящего вещества в их тельце намного меньше. Собственно, само слово "кармин" происходит от санскритского названия этих насекомых, а в персидском "кермес" используется для обозначения красного цвета.  Со времен древних египтян крошечные насекомые были нарасхват. Римляне даже требовали, чтобы налоги платили в кермесовых червецах. Когда Испания находилась под властью Рима, то и в ней половина налогов собиралась в виде кермесовых червецов, а вторая половина в виде зерна. Спрос на кермесовых червецов был постоянным, а потому многие семьи занимались их разведением из поколения в поколение. ...   В средневековой Европе вошло в моду носить одежду из тканей, привезенных из Центральной Азии. Цена зашкаливала - такая ткань стоила раза в четыре дороже обычной. Она называлась "скарлет", то есть "алая", но вообще-то могла быть не только красной, но и синей, зеленой и даже черной, однако в современном английском слово "scarlet" связано именно с красным цветом, и причина тому - кермесовые червецы.                            03145558.1.jpg

...Конечно, у зеленых и синих тканей были свои поклонники, но самая дорогая ткань заслуживала самой дорогой краски , и тут кермес выигрывал. Английское выражение "женщина в багрянице" обозначает модницу, а заодно и блудницу, хотя представителей католической церкви и злила подобная аналогия, ведь епископы любили красный цвет не меньше, чем представительницы древнейшей профессии.

   В 1949 году советский археолог Сергей Руденко раскапывал могильники на Алтае и сделал поразительное открытие - обнаружил самый древний из известных персидских ковров, сотканный две с половиной тысячи лет тому назад. Это один из тех немногих случаев, когда расхитители могил сделали благое дело. В 4 веке нашей эры банда грабителей обнаружила гробницу и забрала оттуда все более или менее ценное. Ковер не взяли, видимо, он показался ворам слишком тяжелым, при этом они оставили дверь в гробницу открытой. В результате ковер замерз, как в холодильнике, и сохранился в первозданном виде до наших дней.На Пазылыкском ковре, который теперь хранится в Эрмитаже, изображены всадники и олени на красном фоне. Ученые считают, что он покрашен так называемой "польской кошенилью" - это насекомое распространено в Западной и Восточной Европе, а также в европейской части России.                                 img3.jpg

bykovvg-1952.livejournal.com

История красок. Часть вторая: barucaba

Красный

  Тернера много раз предупреждали, что не стоит использовать краски, которые тускнеют со временем, но тогда, в далеком 1835 году, мастер романтического пейзажа, мысленно представляя себе багровый закат над бущующим морем, выбрал из всей палитры самый яркий алый оттенок, несмотря на увещевания специалистов. А может быть, ему понравилась сама идея постепенного исчезновения цвета с картины....

53.jpg

Кроваво-красная краска ( или кармин) , которой Тернер рисовал закат, была действительно изготовлена из крови. Этот краситель много веков считался настоящим сокровищем у инков и ацтеков,а потом еще несколько столетий особенно ценился у испанцев, которые ревниво хранили рецепт краски в секрете. Краску использовали для одежд королей и кардиналов, кармином красили губы модницы и звезды сцены, и его же наносили на холсты великие художники. И всем было наплевать, сколько продержится краска, поскольку в первый день кармин, или кошениль, как его еще называли, был самым алым из всех природных красителей....Кармин получают из кошенильных червецов, дешевые червецы в Перу, где рабочая сила дешевле, да и сами насекомые растут без особого присмотра... кармин рождается между туманами и морозами там, где земля стоит дешево, зато на бесплодной почве растет большое количество какутусов вида опунция, на которых паразитируют крошечные насекомые.

C.jpg

Хотя червецы - это паразиты, но ценятся они не меньше, чем благородная плесень при производстве десертных вин. Этот ярко-алый краситель никогда не станут применять для покраски тканей, предназначенных для пошива буддийских одеяний: слишком много смертей связано с производством кармина, но в 21 веке женщины охотно мажут губы кровью насекомых, румянят ею же щеки, а в США это один из немногих красителей, разрешенных при производстве теней для век. И наконец, оказывается, мы потребляем кармин литрами, поскольку его добавляют в колу, да и в другие продукты тоже. Это пищевая добавка Е120.  ... Во многих культурах красный - это одновременно цвет жизни и смерти, такой вот парадокс. В современном обществе красный - это многогранная метафора, это воплощение гнева, любви, цвет бога войны, цвет власти. Эти концепции были понятны и древним людям. В языке племени команчей одно и то же слово обозначает "красный", "круг" и "цвет" в принципе, то есть красный цвет считался чем-то фундаментальным, включающим в себя все сущее.

                   maya-civilization.jpg

...Краска, которую Тернер купил в Лондоне, определенно была изготовлена из той кошенили, что тоннами вывозили из Америки. А вот живи он парой столетий раньше, ему пришлось бы довольствоваться краской, которую тоже называли кармином, но производили из жучков, обитающих в Старом Свете. По размеру эти братья мексиканской кошенили ( они называются кермесовыми червецами) чуть длиннее, чем ноготь пятилетнего ребенка, и почти такие же твердые, но концентрация красящего вещества в их тельце намного меньше. Собственно, само слово "кармин" происходит от санскритского названия этих насекомых, а в персидском "кермес" используется для обозначения красного цвета.  Со времен древних египтян крошечные насекомые были нарасхват. Римляне даже требовали, чтобы налоги платили в кермесовых червецах. Когда Испания находилась под властью Рима, то и в ней половина налогов собиралась в виде кермесовых червецов, а вторая половина в виде зерна. Спрос на кермесовых червецов был постоянным, а потому многие семьи занимались их разведением из поколения в поколение. ...   В средневековой Европе вошло в моду носить одежду из тканей, привезенных из Центральной Азии. Цена зашкаливала - такая ткань стоила раза в четыре дороже обычной. Она называлась "скарлет", то есть "алая", но вообще-то могла быть не только красной, но и синей, зеленой и даже черной, однако в современном английском слово "scarlet" связано именно с красным цветом, и причина тому - кермесовые червецы.                            03145558.1.jpg

...Конечно, у зеленых и синих тканей были свои поклонники, но самая дорогая ткань заслуживала самой дорогой краски , и тут кермес выигрывал. Английское выражение "женщина в багрянице" обозначает модницу, а заодно и блудницу, хотя представителей католической церкви и злила подобная аналогия, ведь епископы любили красный цвет не меньше, чем представительницы древнейшей профессии.

   В 1949 году советский археолог Сергей Руденко раскапывал могильники на Алтае и сделал поразительное открытие - обнаружил самый древний из известных персидских ковров, сотканный две с половиной тысячи лет тому назад. Это один из тех немногих случаев, когда расхитители могил сделали благое дело. В 4 веке нашей эры банда грабителей обнаружила гробницу и забрала оттуда все более или менее ценное. Ковер не взяли, видимо, он показался ворам слишком тяжелым, при этом они оставили дверь в гробницу открытой. В результате ковер замерз, как в холодильнике, и сохранился в первозданном виде до наших дней.На Пазылыкском ковре, который теперь хранится в Эрмитаже, изображены всадники и олени на красном фоне. Ученые считают, что он покрашен так называемой "польской кошенилью" - это насекомое распространено в Западной и Восточной Европе, а также в европейской части России.                                img3.jpg

barucaba.livejournal.com

История эволюции автомобильных красок и технологий покраски.

Перевод статьи опубликованной в журнале Modern Car Care в октябре 2004 года.

В начале 20-го века для покраски автомобилей использовалась та же технология, основанная на применении воздушно-сухих систем, что и для покраски мебели, а также карет конных экипажей.Основным недостатком на тот момент было то, что цвет мог быть только черным. Кроме того, сама технология нанесения была весьма утомительна – краска наносилась кистью в несколько слоев с длительной промежуточной сушкой, из-за чего процесс покраски затягивался на несколько дней.

Начало новых технологий в покраске автомобилей

В 1923 году Дюпон (EIDuPontDeNemours) разработал свою систему покраски на основе нитроцеллюлозы. Он предложил по тому времени богатый выбор цветов, а также нанесение краски методом распыления, правда, желаемый результат получался лишь после нанесения 3-4 слоев краски.Да и сама краска после высыхания имела низкую устойчивость к различным растворителям, в том числе и к бензину - попадая на краску, он мог испортить покрытие.Именно по этой причине вплоть до 60-х годов прошлого века на некоторых автомобилях лючок бензобака располагался сзади под номерным знаком, дабы исключить возможность попадания бензина на краску.

Нитроцеллюлозные краски использовались для покраски автомобилей почти до 1957 года, когда миру были предложены акриловые краски и лаки. Они предлагали большую долговечность и более широкую линейку красивых ярких цветов, в том числе металликов.

Не менее важным событием того времени (в начале 30-х годов) стал приход в технологию покраски автомобиля алкидных эмалей. После нанесения на кузов методом распыла и запекании в печи, эта эмаль образовывала очень прочную пленку, устойчивую к воздействию химикатов и растворителей. Появление органических пигментов подмешиваемых в эмаль добавило много новых цветов для искушенных потребителей.Но выявился главный недостаток алкидной эмали - быстрое окисление на солнце, в результате краска блёкла и выцветала буквально в течение нескольких недель.

Прочность лакокрасочного покрытия значительно увеличилась с приходом акриловых красок в начале 60-х годов. Для увеличения долговечности и улучшения внешнего вида в конце 70-х годов была разработана и внедрена система покраски, которую назвали «Basecoat/Clearcoat» (Базовый лак/Прозрачный лак).

Система разделила технологию покраски на два этапа: нанесение пигментного слоя и нанесение сверху прозрачного лака. Основанием для этой технологии послужила разработка лака способного противостоять химической агрессии и способность к долговечности в любых климатических условиях.

Изначально стоимость использования такой системы была очень высокой, поэтому применялась такая технология только для автомобилей премиум класса. Но со временем удалось существенно снизить затраты и к концу 80-х систему окраски Basecoat/Clearcoat стали использовать повсеместно.

Несмотря на все преимущества у такой системы остался один недостаток – прозрачный лак легко царапался при контакте с другими материалами. Даже махровое полотенце оставляло на нем маленькие царапинки. В результате длительной эксплуатации автомобиль терял свой блеск и тогда, ему на помощь пришла полировка.

Эволюция защиты краски - полировка

История защиты краски от внешних источников также уходит к временам конных экипажей. Краску тогда защищали главным образом, применяя животные жиры. Немного позже им на смену пришли воски и различные масла.

Воски и масла защищали деревянные конструкции от избытка влаги и чрезмерного высыхания. Ну и конечно добавляли блеска и красоты отделке экипажа.Конечно, этот метод был сразу перенесен и на первые автомобили с деревянными кузовами. Натуральные воски и масла использовались в основном для защиты оригинальной краски, нанесенной на кузов.

Масла легко наносились, а парафины добавляли долговечности покрытию. Из натуральных восков, бразильский Карнауба (Copernica Cerifera) был одним из самых трудных в нанесении, но самым прочным и дающим превосходный блеск.

Со временем технологии выходили на новые уровни, нефтяные дистилляты стали составлять основную часть в средствах защиты краски и лака. Появились полироли, в которые добавлялись мелкие абразивные частички для удаления окисления с поверхности лака или краски.Помимо этого абразивные материалы служили еще нескольким целям в этих продуктах: они использовались как дешевые наполнители, а также помогали равномерно распределить воск и свести к минимуму появление полос.

Тем не менее, когда автомобильная промышленность массово перешла на новую технологию покраски автомобилей Basecoat/Clearcoat (в конце 80-х), то традиционные восковые полироли (политуры) стали наносить гораздо более серьезный ущерб новой лаковой поверхности. Абразивы, содержащиеся в них, создавали разводы, которые становились хорошо видны, после того как воск стирался. Кроме того частые полировки значительно утончали слой лака, что в итоге все равно приводило к потускнению, потере блеска, а также уменьшению сопротивления лака ультрафиолету.

Именно по этим причинам производители автопрома, применяющие систему покраски Basecoat/Clearcoat, не рекомендуют применение полировальных паст с абразивным наполнителем для новых лакокрасочных покрытий.

Ниже приведены фотографии поверхностей с восьмикратным увеличением. Первые две картинки показывают влияние используемой для полирования ткани.Слева поверхность отполирована сухим махровым полотенцем – очевидно, что оно оставляет тяжелые царапины. Справа использовалась сухая микрофибра, но не совсем правильно. Швы по краям, ярлычок на микрофибре приводит к микроповреждениям лака. Поэтому, перед использованием следует удалить все ярлыки и сворачивать микрофибру швами внутрь.

На следующих двух фотографиях поверхности, которые были подвергнуты обработке стандартной полиролью с абразивом (слева) и полиролью с восками нового поколения (справа). Вывод очевиден.

В итоге получаем, что для нового лакокрасочного покрытия необходимо использовать безабразивные пасты, которые способны максимально защитить кузов автомобиля без повреждения лака.

Абразивные полироли следует использовать только в случае, если поверхность лака сильно окислена или имеет множество мелких царапин, а также в случаях ремонтной покраски кузова. Но и в этом случае, после удаления абразивной пастой тонкого слоя лака следует сделать финишную обработку современным автомобильным воском.

Во всех этих случаях наилучшие результаты достигаются при использовании полировальной машинки.

sam-avtomaster.com

История красителей. Часть девятая. Фиолетовый

Эту книгу сын привез мне зимой из Лондона в подарок.

                   146469_new.jpg

Детали костюмов из собрания музея Виктории энд Альберта любопытны, а раздел, посвященный новациям в моде 19 века поражает яркими цветами. Викторианская эпоха с ее викторианскими нравами часто ассоциируется с чем-то более скромным. Ан нет. Процитирую книгу Лайзы Пикард "Викторианский Лондон": "Вырез дневных платьев обычно был высоким, но вырез вечерних становился все ниже и ниже — «намного больше, чем дозволяет строгая изысканность».Один ливрейный лакей дал язвительное описание бальных вечерних платьев: «Молодые дамы почти обнажены до талии, платье еле держится на плечах, грудь совершенно обнажена, только соски немного прикрыты кусочком ткани»Платье на обложке книги принадлежало Изабелле Боухилл. В нем она посетила Всемирную выставку в Лондоне в 1862 году. На выставке в числе прочего были представлены анилиновые красители , изобретенные и запатентованные Уильямом Перкиным в 1856 году.Нежные, непрочные краски растительного происхождения уступили место кричащим анилиновым краскам.Эти краски преобразили производство узорчатых платяных тканей и внушили викторианцам страсть к фиолетовому цвету, одной из самых ранних разновидностей анилиновых красок.

               71oup7gteiL.jpg

Как многое, анилиновые красители возникли случайно.

В 1856 году Уильяму Генри Перкинсу исполнилось восемнадцать лет. В Королевском колледже химии он считался одаренным студентом. Перкин вместе с одногруппниками занимался поисками синтетической альтернативы хинину, лекарству от малярии, которое добывали из коры хинного дерева, произраставшего в Южной Америке. Перкин любил химию, поэтому обустроил импровизированную лабораторию на чердаке родительского дома в лондонском Ист-Энде. Однажды, когда юноша мыл пробирки, он заметил на дне какой-то  черный осадок, который, по его собственному признанию, сперва собирался выкинуть, но потом передумал. Оказалось, что раствор этого вещества имеет очень красивый оттенок. Это мовеин, первый из синтетических красителей, лилового цвета.

DSCN9920.JPG

SC192362.jpg

 Вообще-то сначала юный химик назвал свое открытие по другому, а именно "тирский пурпур", в честь города Тира, где производили пурпурную краску: об этом Перкин узнал еще в школе на уроках латыни. Этот цвет когда-то носили императоры, название было выбрано с дальним прицелом: акцент делался на роскошь, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Чуть позже молодой человек понял, что историческая аллюзия не сработала, и в срочном порядке перемеиновал краску , назвав ее на этот раз в честь цветка мальвы.    Перкину повезло. Он открыл весьма подходящий цвет. В тот год королева Виктория распорядилась изготовить ко дню рождения супруга новый шкаф и пригласила известного французского ремесленника, который вдохновился севрским фарфором, и на створках кабинета расцвели бирюзовые и розовые цветы вокруг двух прелестных светловолосых девушек в пурпурных платьях. Вскоре всем модницам срочно потребовались платья именно такого оттенка, и Перкин, как раз основавший вместе с отцом и братом красильную фабрику, разбогател еще до своего двадцать пятого дня рождения. Если бы не его открытие, красильщикам пришлось бы смешивать индиго и марену, но цвет, получившийся в результате, все равно проигрывал бы синтетической краске Перкина.

Пересматривая фильм "Молодая Виктория", отметьте фиолетовый цвет на платьях дам.

The Young Victoria

В 1859 году в августе в сатирическом журнале "Панч" было написано о том, что сумасшествие по поводу фиолетового цвета подобно болезни "фиолетовая корь", которая начинается с небольших точек и заканчивается тем, что покрывает все тело розово-фиолетовой сыпью.

Ипполит Тэн - известный французский историк, посетивший Англию в 1860 году, находил, что «цвета  чрезмерно кричащи». Он даже написал, что относит это к какому-то особенному строению сетчатки глаза у англичан.Однако анилиновые красители быстро завоевали мир.

Платье от Мадам Виньон, Париж, 1869-70х

Корсет, 1890е

Картинка из американского модного журнала 1880х

american-womens-fashion-1880-12-Dec.jpg

Императрица Мария Федоровна на картине художника Маковского.

Vladimir Makovsky - Portrait of Empress Mariya Fyodorovna 1885.jpg

Мода на фиолетовый то отступала, то снова возвращалась, в эпоху модерна лиловые и фиолетовые снова были в моде.

Мода на яркие цвета, когда они появились, распространилась и на интерьеры, процитирую еще Лайзу Пикард:" Для гостиной и будуара леди могла выбрать обои с ярким цветочным рисунком, появившиеся после изобретения анилиновых красителей. Никогда еще розы не были такими розовыми, а листва такой зеленой — разве что в цветочных каталогах. Яркость цвета достигалась наложением на основу ворса — обычно темно-красного, пурпурного или коричневого. Щедрая позолота, сверкавшая в солнечных лучах, при искусственном освещении или при свечах, подчеркивала семейный достаток. Эффектный золотой орнамент на красном ворсистом фоне или блестящие голубовато-зеленые круги на фиолетовом должны были ошеломить соседей."

Дом основателя компании красок Бенджамина Мура в Нью-Джерси, компания была основана в 1883 году, дом покрашен в модный цвет.

purple-paint-colors-landscape-1435262610-purple-victorian-index.jpg

Новый цвет всегда завораживает, точнее новые возможности в палитре. Поэтому не удивляет, когда люди выбирают не совсем естественные химические оттенки, которые кажутся не только Ипполиту Тэну с его хорошим вкусом варварскими. Меня несколько лет назад поражал интерес к ярко-фиолетовому по нашим деревням. Вдруг по дорогам замелькали интенсивные заборы и наличники атомного фиолетового цвета, ни мало не подходящие к пейзажам российской глубинки. От слова совсем. Однако, если прикинуть, что ассортимент красок раньше был ограниченнее, то чего же удивляться, что людям захотелось новеньго. Мода всегда ищет что-то новое. В этом ее суть.

274.JPG

vita-colorata.livejournal.com

История красок. Часть вторая - vita_colorata

Красный

  Тернера много раз предупреждали, что не стоит использовать краски, которые тускнеют со временем, но тогда, в далеком 1835 году, мастер романтического пейзажа, мысленно представляя себе багровый закат над бущующим морем, выбрал из всей палитры самый яркий алый оттенок, несмотря на увещевания специалистов. А может быть, ему понравилась сама идея постепенного исчезновения цвета с картины....

53.jpg

Кроваво-красная краска ( или кармин) , которой Тернер рисовал закат, была действительно изготовлена из крови. Этот краситель много веков считался настоящим сокровищем у инков и ацтеков,а потом еще несколько столетий особенно ценился у испанцев, которые ревниво хранили рецепт краски в секрете. Краску использовали для одежд королей и кардиналов, кармином красили губы модницы и звезды сцены, и его же наносили на холсты великие художники. И всем было наплевать, сколько продержится краска, поскольку в первый день кармин, или кошениль, как его еще называли, был самым алым из всех природных красителей....Кармин получают из кошенильных червецов, дешевые червецы в Перу, где рабочая сила дешевле, да и сами насекомые растут без особого присмотра... кармин рождается между туманами и морозами там, где земля стоит дешево, зато на бесплодной почве растет большое количество какутусов вида опунция, на которых паразитируют крошечные насекомые.

C.jpg

Хотя червецы - это паразиты, но ценятся они не меньше, чем благородная плесень при производстве десертных вин. Этот ярко-алый краситель никогда не станут применять для покраски тканей, предназначенных для пошива буддийских одеяний: слишком много смертей связано с производством кармина, но в 21 веке женщины охотно мажут губы кровью насекомых, румянят ею же щеки, а в США это один из немногих красителей, разрешенных при производстве теней для век. И наконец, оказывается, мы потребляем кармин литрами, поскольку его добавляют в колу, да и в другие продукты тоже. Это пищевая добавка Е120.  ... Во многих культурах красный - это одновременно цвет жизни и смерти, такой вот парадокс. В современном обществе красный - это многогранная метафора, это воплощение гнева, любви, цвет бога войны, цвет власти. Эти концепции были понятны и древним людям. В языке племени команчей одно и то же слово обозначает "красный", "круг" и "цвет" в принципе, то есть красный цвет считался чем-то фундаментальным, включающим в себя все сущее.

                   maya-civilization.jpg

...Краска, которую Тернер купил в Лондоне, определенно была изготовлена из той кошенили, что тоннами вывозили из Америки. А вот живи он парой столетий раньше, ему пришлось бы довольствоваться краской, которую тоже называли кармином, но производили из жучков, обитающих в Старом Свете. По размеру эти братья мексиканской кошенили ( они называются кермесовыми червецами) чуть длиннее, чем ноготь пятилетнего ребенка, и почти такие же твердые, но концентрация красящего вещества в их тельце намного меньше. Собственно, само слово "кармин" происходит от санскритского названия этих насекомых, а в персидском "кермес" используется для обозначения красного цвета.  Со времен древних египтян крошечные насекомые были нарасхват. Римляне даже требовали, чтобы налоги платили в кермесовых червецах. Когда Испания находилась под властью Рима, то и в ней половина налогов собиралась в виде кермесовых червецов, а вторая половина в виде зерна. Спрос на кермесовых червецов был постоянным, а потому многие семьи занимались их разведением из поколения в поколение. ...   В средневековой Европе вошло в моду носить одежду из тканей, привезенных из Центральной Азии. Цена зашкаливала - такая ткань стоила раза в четыре дороже обычной. Она называлась "скарлет", то есть "алая", но вообще-то могла быть не только красной, но и синей, зеленой и даже черной, однако в современном английском слово "scarlet" связано именно с красным цветом, и причина тому - кермесовые червецы.                            03145558.1.jpg

...Конечно, у зеленых и синих тканей были свои поклонники, но самая дорогая ткань заслуживала самой дорогой краски , и тут кермес выигрывал. Английское выражение "женщина в багрянице" обозначает модницу, а заодно и блудницу, хотя представителей католической церкви и злила подобная аналогия, ведь епископы любили красный цвет не меньше, чем представительницы древнейшей профессии.

   В 1949 году советский археолог Сергей Руденко раскапывал могильники на Алтае и сделал поразительное открытие - обнаружил самый древний из известных персидских ковров, сотканный две с половиной тысячи лет тому назад. Это один из тех немногих случаев, когда расхитители могил сделали благое дело. В 4 веке нашей эры банда грабителей обнаружила гробницу и забрала оттуда все более или менее ценное. Ковер не взяли, видимо, он показался ворам слишком тяжелым, при этом они оставили дверь в гробницу открытой. В результате ковер замерз, как в холодильнике, и сохранился в первозданном виде до наших дней.На Пазылыкском ковре, который теперь хранится в Эрмитаже, изображены всадники и олени на красном фоне. Ученые считают, что он покрашен так называемой "польской кошенилью" - это насекомое распространено в Западной и Восточной Европе, а также в европейской части России.                                 img3.jpg

vita-colorata.livejournal.com